Статус пассажира — лучший контролер
logo

Темы номера

Статус пассажира — лучший контролер

 Свободное место в такси должно быть за рулем. Новые тенденции в отрасли — отказ не только от кондукторов, но и от водителей — обсуждали на Первом Дальневосточном транспортном форуме.

Его задача — поднять актуальные вопросы сферы обслуживания пассажиров и разработать резолюцию для принятия решений на высшем уровне.

В форуме приняли участие представители профильных министерств и ведомств, профессиональных сообществ, бизнеса и ученые из Читы, Благовещенска, Южно-Сахалинска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Уссурийска, Владивостока и Находки, а также представители провинции Хэйлунцзян (КНР).

Dura lex sed lex

Необходимость внесения поправок в Федеральный закон 220-ФЗ, касающийся городского общественного транспорта, подсказывает жизнь. Недочеты, выявленные в ходе его исполнения, озвучил на форуме Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска.  

— В городе по законодательству управлением проведено десять открытых конкурсов в отношении 38 маршрутов по нерегулируемым тарифам. Без конкурса выдано 31 свидетельство, заключено 20 муниципальных контрактов по регулируемым тарифам, — перечислил Ощановский. — Но возникают проблемы в применении закона. Классификация транспортного средства устанавливается в зависимости от его длины. Если при обновлении подвижного состава перевозчик купил автобус на полметра длиннее или короче, но с той же вместимостью, то класс уже не соответствует выданному свидетельству! Сегодня же возможности автопрома не всегда позволяют приобрести необходимое количество автобусов нужной длины.

Чек за проезд

Актуальный для перевозчиков вопрос касается реализации ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Наверняка в нем есть свои плюсы, в частности бизнесмены не смогут увернуться от налоговой. Но пока для перевозчиков этот ФЗ — головная боль.

— Не секрет, что при применении контрольно-кассовой техники (ККТ) снижается скорость выдачи чека, из-за чего перевозчик будет вынужден нести убытки или нарушать закон, — говорит Светлана Тремасова, председатель правления ассоциации «Союз транспортников Хабаровского края». — Плюс дополнительные траты на аксессуары к ККТ, обслуживание и ремонт. Введение ее на общественном транспорте приведет к повышению стоимости проезда на маршрутах с нерегулируемым тарифом, а с регулируемым — к прямым убыткам предприятий. К тому же пока не получается отыскать технику, которая соответствовала бы требованиям перевозчиков.

Не забудьте телефон

Директор МБУ «ХМНИЦ» Павел Тесельский поведал на форуме, как устроен в городе процесс диспетчеризации автотранспортных предприятий. Диспетчерская служба включает в себя оперативное управление пассажирскими перевозками в режиме онлайн, осуществляемое из одного центра, анализ и оперативное регулирование выполнения организациями перевозок. Специалисты МБУ на мониторах следят, как соблюдается расписание, не отклонились ли от маршрута (каждое нарушение доводится до перевозчика и разбирается), составляют отчеты и информируют население о движении транспорта. Помимо того, на 11 городских остановках работают электронные табло, подключенные к общей системе и информирующие о прибытии автобуса или трамвая.

Но этими технологиями уже никого не увидишь. В отличие от предлагаемой системы бескондукторного обслуживания от компании «Штрих М». Она позволяет перевести нас, пассажиров, полностью на самообслуживание. В принципе, раньше такое уже было, когда покупали билеты в установленной в салоне кассе под строгой табличкой «Совесть пассажира — лучший контролер». Это ушло в прошлое, сейчас же приобретаем сами билеты на самолет, поезд через интернет, почему бы и на трамвай не взять?

— Перевозчик размещает на автобусе QR-код, пассажир скачивает приложение и нажимает кнопку «Оплатить», — объясняет официальный представитель компании Илья Чаплинский. — Достаточно издалека показать водителю экран смартфона, на котором загорится специальная лампочка фиолетового цвета — значит, деньги летят к перевозчику. Преимущества для транспортников — моментально и без лишних затрат можно организовать безналичный расчет. Исключается возможность подделки билетов, кражи денег сотрудниками, снижаются затраты на инкассацию. Но понадобится штат контролеров, чтобы проверяли в телефонах статусы.

Высокие технологии у перевозчиков, сидящих в зале, вызвали сомнение. Не доросли мы еще до новейших систем!

Алексей Федотов, директор по стратегическим направлениям «Яндекс. Такси», продемонстрировал на экране реакцию пассажиров, садящихся в авто. Удивление, легкая паника, смех, попытки выскочить. Почему? Их просто не предупредили, что такси поедет без водителя. Это еще одни новые технологии, которые уже опробованы в Москве, где работает 30 единиц на автопилоте.

— Для безопасности мы проводим проверку авто раз в десять дней, водитель должен сфотографировать машину с разных ракурсов, чтобы убедиться: автомобиль не подменили и он цел, — рассказывает Алексей Федотов. — Мы подключены к системе «Безопасный город», и компьютер высчитывает, какой стиль вождения у наших таксистов. Превышают скорость или постоянно допускают опасные маневры — им закрывают доступ к заказам. Внутри салона установлена камера, направленная на определенные точки на лице водителя, она может распознать усталость или что он отвлекается, смотрит в телефон, например. Тогда подается сигнал. Раньше еще была проверка на знание русского языка, просили почитать Пушкина или Лермонтова перед сменой, но потом столкнулись с тем, что люди заучивают стихи наизусть.

Эх, дороги…

Министр транспорта и дорожного хозяйства краевого правительства Валерий Немытов, рассуждая о том, как обстоят дела в регионе с таксистами, заверил, что у нас не все уж и плохо.

— Есть агрегаторы, которые ответственно относятся к своей работе, но параллельно и левые перевозчики, с которыми надо бороться, — сказал глава ведомства. — Мы должны вместе выработать программу по законности перевозок в такси. Для развития туристического направления работаем с министерством культуры, но прежде надо сделать дороги. Проблема дорог не вчера появилась, у нас большая часть средств из фонда края уходит на строительство дороги в обход Хабаровска.

Бороться с нелегальными перевозчиками предложили, создав межведомственные комиссии с правом проведения рейдов и изъятия автомобилей-нарушителей на штрафстоянку. А для легальных такси создать отдельные парковки и включить их в туристические карты. 

Ирина ТРОЦЕНКО

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)