Лента времени из гардероба
logo

Темы номера

Лента времени из гардероба

 Выставка «Коллекционируя Россию. 100% Иваново» открылась в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова.

Далеко ходить не надо

Проект «Коллекционируя Россию» — это уже традиционные для Хабаровска и Владивостока инсталляции.

— Совместно с Приморским государственным музеем имени Арсеньева последние четыре года мы привозим самые ценные экспонаты из разных точек страны, — рассказала методист сектора общественных связей и рекламно-информационной работы музея им. Н.И. Гродекова Анна Глюз. — У нас уже были выставки из Нижнего Новгорода, Перми, Морозовска, а сейчас — Иваново.

Главная цель — познакомить жителей Дальнего Востока с предметами гордости или, иначе, визитными карточками того или иного региона. Иваново, например, — это центр российского ткачества. И, по словам организаторов, не привезти ивановский текстиль было бы огромным упущением.

При этом масштабы и история экспонатов поражают. С одной стороны, они являются хранителями традиций и показателем развития ремесла и общества. А с другой — это настолько понятный и знакомый предмет для людей всех времен, что не проникнуться достаточно сложно.

300 лет в одном помещении

 Сама выставка достаточно многогранна. Первым делом глаза разбегаются из-за разнообразия: огромные платки, косынки, книги, набойные доски (манеры) и совсем крошечные лоскуты с замысловатым рисунком. Справа раритеты советского времени, а слева — дореволюционного. С одной стороны — император, с другой — вождь. У каждой рамки таблички, составленные на двух языках, а где-то вообще разъяснения и факты из истории.

Передвигаясь от экспонатов XVIII века и дальше, узнается, что изначально ткани были исключительно зарубежными, а краски должны были вызревать, чтобы остаться на полотне. А вот первые манеры в России изготавливались только из дерева, а в Англии были металлическими.

Дальше расположился тематический комплекс, так называемый «Кабинет редкостей Дмитрия Бурылина», фабриканта и крупного коллекционера. Именно он обратил внимание своих коллег на интересную и глубинную историю тканей. Всколыхнув тогдашнее общество, господин Бурылин дал толчок развитию текстильного дела в стране.

— На всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Дмитрий Геннадьевич впервые представил свою коллекцию, — уточнила заведующая музейно-культурным центром «Амурский Утес» Дарья Петрушкина. — Это были ивановские первобытные ситцы периода 1691—1850 годов. При этом там присутствовал лично император.

Писк сезона — серп и молот

 Несомненной изюминкой стали практически произведения искусства советских времен. Большинство из них имеет агитационный характер. Даже красный платок, на котором не хватает куска, где был изображен Лев Троцкий, говорит сам за себя.

Иностранцам же, многим из которых Советский Союз знаком больше как бренд, интересно увидеть на тканях изображения пионеров или первого в стране дирижабля. Таким образом, становление и развитие крупной державы нашло отражение не только на страницах книг или в кинолентах, но и на принтах будущей одежды советских граждан.

А ткань под названием «Ритм», созданная по рисунку Сергея Чеботарева «В час пик» в 1986 году, напоминает современность. Лики спешащих людей с прическами и аксессуарами хипстеров XXI века позволяют понять, что мода циклична. А отсутствие лиц у людей является символом совершенно нового периода в истории нашего государства.

Познакомиться с ситцем XVIII—XX веков хабаровчане смогут до конца января. Кроме того, в рамках программы «Выходной в музее» для посетителей проведут бесплатные экскурсии, мастер-классы по набойке рисунков на ткань и лекции про историю и особенности агитационного текстиля.

Татьяна ЦВЕНГЕР, фото автора

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)