Темы номера
Музыкант Виктор Бондаренко собирается выпустить, пожалуй, самый необычный в Хабаровске музыкальный альбом. В пятый раз подряд.
Первые четыре диска музыканта — это сборники мелодий нанайцев и ульчей. И найти их можно с трудом: часть автор отправил в районы, а несколько сотен экземпляров всего за две недели раскупили в Гродековском музее. В новый альбом запишет песни еще одного коренного народа — удэгейцев. Как раньше, на голом энтузиазме.
— Пятнадцать мелодий уже готовы, десять в работе, в том числе четыре песни, которые напела удэгейка из села Гвасюги, — говорит Виктор Бондаренко. — Названия-то какие: «Храбрый юноша», «Чайка». Вот, послушай!
Виктор зажимает хомус губами, дергает за язычок — и чувствуешь, как вибрирующий звук проникает в самое сердце. Затем берет флейту из бамбука и рыбьего пузыря: полилась быстрая, со взлетами и падениями, мелодия.
— Она называется «Сагдини», это культовая песня, — объясняет музыкант. — Ее обычно пели мужчины, уходящие на охоту или рыбалку.
Удэгейцы, как и другие народы Приамурья, верили, что у каждого инструмента своя роль, свое значение. Звуки бамбуковой флейты ассоциируются то с шумом ветра, то с плеском волны, то с лесными шорохами. Эрху символизирует противоположнные стихии — воздух и землю, наполняет сердце красотой и печалью, болью и счастьем. А бубен — это биение пульса: то ускоряющееся, то затихающее.
Одна энергия
Но в студенчестве — во время учебы на оркестровом отделении института искусств и культуры музыканту был ближе… саксофон. Он усиленно занимался джазом, пока не начал со своим квартетом экспериментировать с фольклором дальневосточных аборигенов. И Бондаренко поймал волну: по всему миру биг-бэнды увлекались национальными мотивами. Кстати, музыкант уверен: между джазом и национальной музыкой много общего!
— Только послушайте спиричуэлсы — основу всего блюза: сколько в них африканских традиций, национального колорита, энергии, — объясняет музыкант. — Такой же магнетизм и в ритмах, мотивах аборигенов Приамурья. Любая фольклорная музыка — это космические вибрации, воспроизводимые человеком.
Уважение дяди Миши
Шутливые песенки, колыбельные, охотничьи — все это Бондаренко находит в книгах Владимира Арсеньева, дальневосточных композиторов и питерских этнографов. И даже арии… шаманов, например удэгейского — «Ленин и партия».
— Это не шутка, — говорит музыкант. — Кто ее автор, неизвестно. Остается догадываться, может, шаманы считали Владимира Ильича за божество, верили в его силу.
Кстати, Виктор слышал шаманов вживую. Гостил у Понса Киле из Амурска, и когда тот совершал обряд, музыкант отрывался от реальности, все вокруг было как во сне.
— Музыка магическая, — делится впечатлениями Виктор. — Ударами бубна он поднимал или опускал давление, заставлял сердце биться быстрее — это непривычное нервозное состояние.
Признаюсь, холодная дрожь пробежала у меня по спине, когда включила шаманские мелодии: музыка таинственная, тяжелая, словно из загробного мира, прерывается звуками хомуса, как будто разговором с духами. Ульчский шаман Михаил Дуван, или по-дружески просто дядя Миша, слушал свои родные мелодии в исполнении Виктора и восклицал: «Вот если бы и я так же играл на флейте и хомусе, знаешь, каким бы знаменитым человеком был!»
Не за горами оркестр
Виктор исполнял мелодии Приамурья во многих странах: США, Японии, Республике Корея, Китае, и везде мелодии тепло встречали. А чтобы мелодии аборигенов звучали чаще в Хабаровске, Виктор давно мечтал создать национальный театр. Поэтому предложение помочь с музыкой от молодого театра «Бури», который появился в прошлом году, принял на ура.
Вместе и идет дальше — к открытию национального центра и своего оркестра. Так, вместе с Виктором репетирует на гу чжен (китайской цитре) Татьяна Беллис — единственная на Дальнем Востоке исполнительница, играющая на ирландской арфе. Летом дуэт планирует первые выступления перед абитуриентами в нескольких вузах Хабаровска. А пока в планах — к концу мая завершить работу над песнями и выложить их на своих страницах в социальных сетях.
В прошлом году национальный театр «Бури» стал обладателем одного из одиннадцати муниципальных грантов на поддержку проектов по созданию системы взаимодействия общественности и администрации.
В альбомах, например нанайском, звучат традиционные инструменты, но мелодия обработана по-современному, в стилях chillout, techno, eurodance — это для танцевальных национальных коллективов.
Светлана ТРУСОВА, фото автора