Темы номера
Сегодня в России отмечают День моряка-подводника — праздник, установленный в нашей стране в 1996 году.
История российского подводного флота уходит корнями в начало XX века. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота включили новый класс — подводные лодки. Первая бригада субмарин была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота. Бригада включала 11 судов, а также плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». Символично, что чуть более века спустя, в июле 2014 года, на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» заложена атомная подводная лодка, названная «Хабаровск».
В дальневосточной столице сегодня проживают около 150 ветеранов-подводников, в крае их более 500. Заместителем председателя Хабаровской краевой ветеранской организации подводников сегодня является капитан 1 ранга в отставке Георгий Борисович Перов.
Человек этот — поистине уникальный, о чем говорить можно смело, не боясь быть уличенным в пафосе. Служил в системе ГРУ Генштаба, работал в посольстве СССР в США, принимал участие в военном конфликте в Республике Афганистан. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу». Доцент, кандидат экономических наук — с 1992 по 1997 год работал советником губернатора Хабаровского края по внешнеэкономическим связям. Но началось все именно с подводного флота.
Проклятая и благословенная
В 1969 году Георгий Перов окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С Попова в Петродворце. С 1969 по 1972 год проходил службу на первой советской атомной ракетной подводной лодке стратегического назначения К-19 в должностях начальника радиотехнической службы, командира БЧ-4, помощника командира.
Эта субмарина стала своего рода легендой. После крупной радиационной аварии, произошедшей в 1961 году, ее стали называть «Хиросимой». Сложная судьба и трагические события, унесшие жизни десятков советских моряков, преследовали лодку и в дальнейшем.
— 15 ноября 1969 года произошло столкновение с американской подлодкой, — рассказывает Георгий Борисович. — Потом стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки принял столкновение за намеренный таран и попытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Мир был на грани ядерной войны.
В 2004 году в свет вышла книга Георгия Перова «К-19: Подводная «Хиросима», проклятая и благословенная». В ней описано все, что довелось пережить молодому подводнику во время несения службы, в том числе вторая крупная авария, случившаяся в 1972 году. Тогда в течение 23 суток более сотни моряков боролись за живучесть подлодки, несущей торпеды и ядерные ракеты, посреди бушующего океана.
— Я сам вырос в подмосковном Подольске, никакого моря до училища не видел, — говорит Георгий Борисович. — Когда смотрел на «Девятый вал» Айвазовского, думал: «Неужели такое бывает?» Но реальная картина оказалась куда грандиознее. Представьте: корабль, который тебя спасает, высоко на гребне волны, а ты внизу. В голове проносится: «Хоть бы не налетел на нас». Но ситуация резко меняется, и вот уже подводная лодка вверху, а он там внизу, в океанской бездне. Эти впечатления остались на всю жизнь. И когда я взялся за перо, все на удивление ясно всплыло в памяти. Я старался изложить все максимально правдиво, ничего не скрывая. До сих пор испытываю боль за тех, кто погиб тогда. Вместе с тем я невероятно благодарен всем, кто боролся за спасение подводной лодки. Порой мне казалось, что я нахожусь уже по ту сторону жизни. И тот факт, что я сумел выжить, стал моим вторым рождением. Говорю об этом без всякого преувеличения.
Главное — человек
— В советское время было негласное табу на распространение информации о нештатных ситуациях на подводных лодках, — вспоминает Георгий Борисович. — К примеру, у нас не сработала система автоматического пожаротушения. Снова аварии, и она точно так же не срабатывала. Было отставание по технологиям от США. Мы очень старались догнать и перегнать Америку по ядерным силам подводного базирования. Эта спешка, к сожалению, и становилась причиной трагических событий, в которых гибли люди.
Состояние современного подводного флота РФ, по словам Георгия Борисовича, внушает куда больше оптимизма.
— Могу сказать, что сегодня государство думает о материальном обеспечении военнослужащих, растет и престиж профессии, — говорит он. — Кадры решают все. Офицер должен знать каждый винтик, каждый переключатель не только в своем, но и в любом другом отсеке корабля. Технологии развиваются, техника становится сложнее. Мы демонстрируем всему миру, что сможем защитить свои рубежи от внешних посягательств. Однако важно не дать втянуть себя в ненужную гонку вооружений. Второй Кубинский кризис не нужен.
На вопрос о том, каким качествами должен обладать подводник, Георгий Борисович отвечает просто:
— Решимостью. Молодой человек должен твердо понимать, что его ждет на подводном флоте. Тяжелые физические условия, регулярный отрыв от семьи на 2—3 месяца — дается это весьма непросто. Поэтому должно быть четкое осознание того, что ты делаешь и зачем. Здесь уместен девиз десантников: «Никто, кроме нас». Этими словами все сказано.
Илья АВЕРИН, фото Александра СТУДЕНИКОВА