Темы номера
Говорят, что близнецы крайне редко выбирают одну и ту же профессию. А еще реже добиваются в ней одинаково больших успехов. Так что история этих чудесных женщин вдвойне удивительна.
Учитель истории и обществознания школы № 80 Ирина Салова хорошо знакома хабаровским педагогам и школьникам. Первые часто приходят к ней на мастер-классы, а вторые стремятся готовиться к олимпиадам именно у нее: это гарантия хороших результатов.
Такая же почетная известность, но в Комсомольске-на-Амуре, есть и у Елены Смирновой из школы № 16. Сегодня у каждой из них свои ученики и свои победы. А ведь раньше различить их было практически невозможно. Только представьте, каково было детям, когда сестры-близнецы Ирина и Елена, тогда еще Карповы, после вуза пришли работать в одну и ту же школу!
По стопам Маргариты
— Если честно, перед нами вообще не стоял вопрос о выборе профессии, — говорит Елена Аркадьевна. — У нас была замечательная учительница истории, Маргарита Николаевна. Мы обе пошли по ее стопам даже не сомневаясь.
Когда после окончания Костромского государственного института отличницы Карповы определялись с городом, тоже не особо колебались — выбрали Дальний Восток за романтику и суровую красоту природы. Опять вместе.
Они и сейчас в интервью чаще говорят «мы», чем «я», хотя давно живут почти в четырехстах километрах друг от друга. Жизнь расселила их по разным городам — Ирина встретила свою любовь и уехала в краевую столицу, Елена вышла замуж в Комсомольске. Но именно в этот момент, как ни странно, родился их педагогический дуэт.
— Мы ведь все делаем вдвоем, — говорит Ирина Аркадьевна. — У наших образовательных программ и методических разработок два автора: Смирнова и Салова. И работать друг без друга не можем, каждый день созваниваемся и расспрашиваем: «А ты какие задания своим олимпиадникам давала? А к ЕГЭ вы как готовитесь?»
Основные профессиональные вехи тоже будто делили на двоих: обе стали победителями приоритетного национального проекта «Образование», причем дважды, обе получили по несколько грантов на работу с одаренными детьми. Теперь у них даже родственное соревнование: кто подготовит больше призеров Всероссийских олимпиад и стобалльников по ЕГЭ.
— Мы даже звание почетного работника образования получили одновременно, — продолжает она. — И чествовали нас в один день, представляете? Меня здесь, в «Платинум Арене», а ее там, в Комсомольске. Такие вот совпадения.
Чайник для команды
А не жалко, что работать все же приходится на расстоянии?
— Наоборот, это спасительные километры, — уверены сестры. — Вдвоем нас тяжело выдержать, слишком много активности и энергии. А так мы получили возможность дополнять друг друга и при этом развиваться самостоятельно.
По признанию Елены Аркадьевны, лидер в их команде Ирина, зато она сама — генератор идей. А три кита их общей педагогической концепции — равноправный диалог с учеником, индивидуальный подход и особое внимание к одаренным детям.
— Мы воспитываем прежде всего мыслящих личностей, — говорит Ирина Аркадьевна. — Сейчас старшеклассники озабочены экзаменами, но урок нельзя превращать в натаскивание. В нем должна быть изюминка, ключевой момент. Например, мы с удовольствием обсуждаем политику, ребята всегда в курсе, что происходит в стране и мире. Сегодня много говорят про индивидуализацию образования, но пока это только красивые слова, а реальные уроки рассчитаны на стандартный подход. К счастью, есть еще олимпиадное движение.
Но для успеха нужна еще одна, главная составляющая. Педагоги-близнецы используют термин «учитель-магнит»:
— Ты должен быть интересен ученику как личность, и тогда он «притянется» к тебе. Почему ученики нас любят? Потому что мы тоже по-настоящему любим их, дружим с ними. Это наша отдушина. Если каждый учитель станет «магнитом», у каждого появится команда учеников, которая по-настоящему интересуется его предметом, мы и получим то самое индивидуальное образование, к которому так стремимся.
Именно поэтому у Ирины Аркадьевны под рукой всегда есть чайник для душевных посиделок со своей командой...
Фанатское счастье
... А у Елены Аркадьевны — еще и гитара. Кстати, увлечение бардовской песней у них тоже общее: сестры очень любят петь дуэтом, в том числе на профессиональных мероприятиях или слетах педагогов. Внимание и признание коллег для них значат не меньше, чем искренние детские любовь и восхищение.
Ну а что еще они делают в свободное время?
— Придумываем что-нибудь новое, — с улыбкой отвечают учителя-близнецы. — Для нас нет понятий «выходной» и «праздник». Мы фанаты. И мы счастливы.
Дарья УЛАНОВА