Волна мошенничества
logo

Темы номера

Волна мошенничества

Наводнение-2013 ушло в историю. И в истории этой хватает не только пострадавших, но и тех, кто пытался нажиться на несчастье.

Верю — не верю

Самая знаменитая пострадавшая от наводнения в Хабаровске — гражданка С., которая охотно позирует перед камерами и делится своим горем. А горе у гражданки немалое — дом, в котором она жила, признали непригодным, всех выселили, крышу разобрали во избежание разрушения и отключили свет с отоплением. Чтобы ни у кого уже не осталось сомнений в том, что жить тут нельзя. Однако ж гражданка живет, о чем она заявляет во всех инстанциях и с наибольшей охотой журналистам.

— Гроб себе сколочу и помирать буду, — поделилась она планами на зиму. — Что мне делать-то еще?

А действительно, что делать человеку и, главное, почему эта гражданка единственная непристроенная, когда всем остальным соседям выдали ключи от новых квартир, а она одна осталась бороться с системой. Безуспешно, надо сказать.

При одном упоминании ее фамилии городских чиновников характерно перекашивает.

— С.? — переспрашивает Евгений Колосов, заместитель председателя комитета по управлению Южным округом по ЖКХ. — На момент затопления у нее было жилье в городе, но она подала в суд, чтобы ей тоже предоставили квартиру как пострадавшей. Ей отказали, потому что женщина владела квадратными метрами. Так она в ноябре 2013 года написала дарственную на квартиру сестре, чтобы все-таки получить новое жилье как пострадавшая от затопления.

Такие действия самый гуманный в мире суд рассматривает как мошеннические, и неспроста. По факту С. не может претендовать на жилье и выдавать себя за брошенную на произвол судьбы.

А был ли грибок?

Случаев, когда псевдопострадавшие пытались поиметь от государства помощь в виде квартиры или денег, увы, достаточно.

— Наши соседи убеждали коммунальщиков, что грибок в их санузле, который насквозь стену проел и много лет темнел в подъезде, на самом деле появился во время наводнения, — рассказывает хабаровчанка К. — Их даже не смущало то, что вода близко к дому не подходила, и мы считались лишь в зоне вероятного подтопления. Провести жилищников у них не получилось.

На тех, кто разносил заявления на денежные компенсации в разные комиссии, надеясь получить рубли со всех, уже не обращали внимание. Таких было слишком много. Один гражданин, например, методично подавал прошения на компенсацию каждый день в течение недели, думая сорвать солидный куш. Увы, афера не удалась.

Неожиданно всплыли в наводнении все граждане, находящиеся в местах не столь отдаленных. От их лиц заявления писали заботливые родственники, чтобы не оказались несчастные заключенные дважды пострадавшими — от воды и от судьбы.

Унесенные речкой

Но неоплаченные грибки и подобные попытки нажиться меркнут по сравнению с этим курьезным случаем: жительница Красной Речки обратилась с просьбой возместить ей ущерб за погибшее имущество. Судя по описи, дом у горожанки был, что называется, полная чаша. Смутил чиновников лишь адрес — такого дома не числилось ни в каких хрониках.

— Предложил ей проехать на место, хотя точно знал, что этого дома нет, неужели ж я в своем районе запутаюсь? — возмущается Евгений Владимирович. — Думал, откажется, но она спокойно согласилась отправиться с нами. Прибыли. Говорю: показывайте, где ваше жилище? Дама, нисколько не смущаясь, машет в сторону поросшего бурьяном пустыря, мол, вот тут я жила долго и счастливо. — А дом где? — Так смыло, — отвечает, — его.

Заявление свое жительница вымышленного дома, унесенного амурскими волнами, забрала в тот же день.

Стрелы Амура

После потопа в Индустриальном районе зафиксировали невиданный доселе поток брачующихся. В ЗАГСы тянулись длинные очереди. Подтопленцы рвались жениться. И дело не в том, что стрелы Амура поразили их — причина, заставившая сделать решительный шаг к алтарю, меркантильна — без штампа в паспорте денег за понесенные страдания не давали — гражданский брак к делу не подошьешь.

— Требовали признать сожителей членами семьи, чтобы и они могли претендовать на компенсации, — говорит Колосов. — Задним числом пробовали прописать у себя людей, которые якобы тоже проживали в затопленных квартирах.

Случаи мошенничества выявляли горожан, ослепленных жаждой легких денег, отпускали с миром.

Теперь в Хабаровске можно наблюдать такое явление — некоторые подтопленцы, получившие жилье, вернулись в свои старые дома, а новое выставили на продажу либо сдают в аренду. Среди объявлений о продаже квартир то и дело мелькают знакомые адреса: улица Малиновского, Осиповка…


Ирина ТРОЦЕНКО

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)