Темы номера
По данным краевого фонда поддержки малого предпринимательства, 45 процентов владельцев бизнеса, которые обращаются к ним за займами и кредитами, — женщины.
Так какая же она, хабаровская предпринимательница? С помощью экспертов мы попытались общий портрет.
Активный возраст
— Прежде всего, она зрелая и достаточно опытная, — рассказывает начальник отдела финансирования проектов краевого фонда поддержки малого предпринимательства Татьяна Придорожная. — Средний возраст наших клиенток составляет 44 года.
Это не значит, что молодые бизнесвумен в фонд не приходят. Их немало, тем более что для начинающих предпринимателей здесь льготные условия и пониженные процентные ставки. Тем не менее звание самых молодых клиентов пока у мужчин — они начинают раскручивать свое дело уже в 20—21. Зато среди заемщиков есть прекрасная 70-летняя леди — она успешно управляет парикмахерской в Советской Гавани.
Чей прилавок?
Среднестатистическая хабаровская предпринимательница занимается оптовой или розничной торговлей: таких, по статистике фонда, больше половины.
— Тут у нас все традиционно, — говорит начальник отдела территориального развития фонда Анна Мамонтова. — Может быть, дело в том, что владельцы торговых точек очень часто сами стоят за прилавком. А в качестве продавцов мы больше привыкли видеть женщин.
Товарами могут быть как продукты питания или одежда, так и сантехника или стройматериалы.
Впрочем, преимущественно «женские» товарные группы все же есть. Это, например, зоотовары и товары для творчества.
— Хотя есть у нас и заемщики-мужчины, которые торгуют бисером и дизайнерской бумагой для скрапбукинга, — замечает Татьяна. — Как ни странно, одеждой и прочим ассортиментом для беременных тоже охотно занимаются представители сильного пола — таких у нас двое. Но есть, например, и Галия Волкова, у которой свой отдел хозтоваров в Южном микрорайоне. Там продается все: от болтиков до раковин и строительных материалов.
Дамские услуги
По словам специалистов, границы «мужских» и «женских» рыночных сфер размываются. Дальневосточные джентльмены уже давно не стесняются открыть, например, салон красоты. Хотя бьюти-индустрия — пока прерогатива дам.
— В сфере услуг работают девять процентов наших заемщиц, — говорит Анна Мамонтова. — В основном это как раз парикмахерские и салоны красоты, частные детские садики и т.п. Столько же заняты в производстве (этот показатель гораздо ниже, чем у мужчин). В большинстве случаев женщины выпускают полиграфическую продукцию, хлебопекарные и кондитерские изделия, полуфабрикаты и одежду.
Кстати
Среднестатистическая хабаровская предпринимательница занимается оптовой или розничной торговлей: таких, по статистике фонда, больше половины.
Пять процентов клиенток фонда занимаются туризмом и перевозками. Четыре — врачебной и стоматологической практикой. Два, как ни странно, строительством. Полтора — сельским хозяйством. И всего полпроцента заемщиц открыли заведения общепита.
На что кредиты
— А вот нужды, на которые деловые люди берут кредиты, у всех одни и те же, — продолжает Татьяна Придорожная. — Если это торговля, то средства идут на закупку товара, если производство — на сырье, если услуги — на ремонт и новое оборудование.
По ее словам, постоянные клиенты в приоритете. И специалисты фонда рады, когда знакомый уже заемщик приходит за новыми деньгами — на расширение.
Успешных примеров много. Так, индивидуальный предприниматель Олеся Романенко начинала с одного автобуса, а взятые средства всегда направляла на покупку новых машин. Сегодня ее транспорт работает на нескольких городских маршрутах.
Лариса Жукова несколько лет назад открыла мини-садик прямо у себя в квартире. Сегодня это полноценное детское учреждение в отдельном здании. Постоянно улучшает свой магазин платьев «Штучка» Оксана Дудина.
— Кстати, многие из тех, кто сейчас успешно использует поддержку фонда, открывали свой бизнес на гранты для начинающих предпринимателей, — добавляет Анна Мамонтова. — Это особенно приятно.
Дарья УЛАНОВА