Темы номера
Четырнадцатая международная экологическая конференция прошла в Японии. В течение трех дней специалисты трех городов-побратимов: Ниигаты, Харбина и Хабаровска делились опытом и обсуждали, как побороть очередную мировую напасть — глобальное потепление.
По традиции тему конференции определяет принимающая сторона. Почему выбрано именно потепление, стало ясно, лишь только российская делегация в пальто и шапках ступила на гостеприимную японскую землю. В родном Хабаровске минус, а тут вовсю цветут цветочки, зеленеет трава.
В прошлом году конференция оказалась на грани срыва: китайская сторона не смогла приехать в Хабаровск из-за погодных условий и была вынуждена лишь выслать свои доклады. В этот раз на прием к мэру Ниигаты в многоэтажное здание муниципалитета, рядом с которым стоит кряжистый трехсотлетний дуб, заботливо оберегаемый японцами, явились все участники конференции.
— Опыт, который мы перенимаем у японских и китайских коллег, для нас очень важен, да и сама тема выбрана злободневная, — сказала в приветственной речи руководитель российской делегации, начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска Ирина Дубянская. — В следующем году встреча экологов городов-побратимов отпразднует небольшой юбилей — 15 лет.
Китайцы, которым предстоит принимать конференцию в 2015-м, сперва пытались отшутиться, что подобные некруглые юбилеи существуют лишь в русской традиции. Но идея с праздничной встречей понравилась всем. Тем более что следующий год богат на юбилеи — 35 лет побратимским связям Ниигаты с Харбином и 50 — с Хабаровском.
Рис всему голова
Шутки закончились, когда экологи перебрались в зал заседаний и были озвучены первые тревожные цифры. Согласно исследованиям японских ученых глобальная средняя температура поверхности Земли с 1880 по 2012 год выросла на 0,85 градуса по Цельсию, а в Японии за последние сто лет увеличилась на 1,15 градуса. Такими темпами к 2100 году станет жарче еще на 6,4 градуса, а уровень поверхности Мирового океана поднимется до 63 см. Для Ниигаты это грозит катастрофой, так как большая часть территории города и прилегающих сельскохозяйственных угодий находится ниже уровня моря. К риску наводнений добавляется еще один самый, пожалуй, страшный для японцев, — вероятное ухудшение качества риса из-за изменений климата. Это грозит городу и стране экономическим кризисом. Ниигатский рис — предмет гордости и одна из традиционных доходных статей.
— Для предотвращения глобального потепления мы разработали программу по снижению объема выхлопов углекислого газа, — докладывает начальник секции департамента экологии Ниигаты Кобаяси. — Наш город в марте 2013 года отобран в категорию городов «экологической модели», перед которым ставятся высокие цели создания низкоуглеродного общества. Помимо нас в эту категорию попали еще 23 города. Основа такого общества в сохранении сельской среды и активном обмене между городом и пригородом. Для этого открыт Образовательный центр правильного питания и садоводства, где дети получают опыт работы с землей.
Здесь надо отметить, что японские дети в отличие от русских чад не имеют возможности почувствовать себя аграриями. У редкой ниигатской семьи есть дача, поэтому школьники Страны восходящего солнца приходят в восторг от своей причастности к взошедшему урожаю. (Подробней о центре, где помимо прочего учат уважать и ценить еду, читайте в следующих выпусках «Хабаровских вестей»).
Диагноз — автозависимость
Создание «умной» энергетики — еще один шаг к спасению. Сейчас в Ниигате внедряются установки ветро- и солнечной энергетики, оборудование по использованию биомассы и другие источников возобновляемой энергии.
Серьезное опасение вызывает новая болезнь общества — автозависимость. В Ниигате на одну семью приходится 1,59 машины, и количество людей, отказывающихся от общественного транспорта в пользу личного, продолжает расти.
— Чтобы сделать общественный транспорт более привлекательным, мы пересмотрели маршрутную сеть, добавили количество автобусов и сократили интервал движения, — говорит глава японской делегации Накадзава Коити. — А в центральной части с 2015 года пустят скоростной многосекционный автобус. Если жители города поймут, что проще перемещаться не на личных машинах, а в общественном транспорте, должно сократиться количество вредных выбросов в атмосферу, влияющих на глобальное потепление. Кстати, мы, работники муниципалитета, отказались от машин, чтобы подать пример другим. Я добираюсь до работы около часа на электричке, а потом на автобусе. Да, это не так удобно, как на машине, но чтобы победить грозящее нам глобальное потепление, нужны усилия абсолютно всех. Поэтому в Ниигате создаются все условия для пеших прогулок и езды на велосипедах в рамках проекта «Здоровый, благополучный город». Автозависимость возможно победить.
Не делайте из еды культа
Последняя часть доклада вызвала бурное обсуждение. Все-таки поклонение пище нам, славянам, не понять: это у них каждое блюдо, как произведение искусства, у нас намного проще: наварил борща и наворачивай, пока кастрюля не опустеет. А вот рост численности машин — беда общая.
В Харбине, где за последнюю пятилетку количество авто перевалило за 700 тысяч единиц, власти предложили населению добровольно отказаться от машин. Правда, всеобщего понимания не достигли. Людей надо годами приучать к бережному отношению к природе.
— Мы пропагандируем низкоуглеродный образ жизни и призываем граждан как можно меньше использовать личный автотранспорт в течение недели, — поделился глава китайской делегации Ни Хунцзюнь. — Например, каждый понедельник тем, у кого номера авто начинаются с цифр с 1 по 6, нужно оставлять их в гаражах.
Китайцы понравились своей категоричностью в деле защиты окружающей среды. Решили они заправлять все машины бензином Евро 4 — и теперь на харбинских заправках другого топлива не найти. А почти 22 тысячи устаревших машин, которые жили на бензине неподходящего стандарта, попросту утилизировали. Хозяева авторетро получили компенсацию за утраченных железных коней.
В 2016-м в Поднебесной планируют перейти на стандарт Евро 5, а значит, будет выбракована еще партия машин. Примерно 53 тысяч авто покинут бренный мир. Это должно сократить выброс оксида азота на 12 тыс. тонн.
Предприятия с высоким потреблением электроэнергии, которые серьезно загрязняли окружающую среду, принудительно закрыли за превышение норм загрязнения. На устранение негативного влияния всем предпринимателям-нарушителям давался срок. Не успел — ищи себе другую работу.
Китайскую делегацию заинтересовал опыт Хабаровска по переводу предприятий на природный газ, который должен значительно снизить выбросы парниковых газов.
— Из трех ТЭЦ сегодня полностью переведена на газ ТЭЦ-2, а на ТЭЦ-1 из 15 котлов на природном газе работают пять, — озвучил цифры одного из мероприятий городской экологической программы Игорь Муравьев, начальник управления энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций администрации Хабаровска. — На ТЭЦ-3 из четырех энергоблоков переведен один. В результате выбросы углекислого газа сокращены на 1 211 тыс. тонн в год.
Из других перечисленных в докладе российской стороны мер, предпринимаемых во избежание экологической катастрофы, внимание зарубежных коллег привлекла работа в сфере использования и обезвреживания отходов. В частности, насколько охотно наши граждане включились в раздельный сбор мусора. Японцы посетовали, что им пришлось долго приучать людей к сортировке мусора и плате за его сбор. Зато сейчас «мусорная» жизнь насколько отлажена, что предприятия по переработке отходов даже устраивают особые лотереи для горожан. Но об этом вы узнаете из второй части специального репортажа в следующих номерах «Хабаровских вестей».
Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора