Бренд с хвостом, или О чем молчит рыба
logo

Темы номера

Бренд с хвостом, или О чем молчит рыба

В последнее время отрасль столкнулась с еще одной проблемой. ФАС добилась отмены требования закона иметь регистрацию в том регионе, где предприятие получало рыбные ресурсы. Полная свобода прописки ни к чему хорошему не привела. Беглецы сокращают расходы на дальневосточной территории. Их задача — освоить квоты при минимальных затратах. Строить у нас заводы и модернизировать флот они не собираются. Налоги уходят в другие регионы.

Ситуация стала поводом для обсуждения проблемы в Совете Федерации, где поддержано предложение Камчатки по закреплению квот на вылов рыбы в прибрежной зоне только за предприятиями, зарегистрированными в соответствующих субъектах Федерации. Привяжем квоты к территории — и рыбак перестанет перегружать улов в море соседям по АТР, уверено руководство отрасли. В итоге свои перерабатывающие предприятия будут полностью загружены.

По данным главы Росрыболовства Ильи Шестакова, дальневосточники в состоянии покрыть потребности российского рынка. Но лицом к проблеме должны повернуться ретейлеры. Они привыкли работать с зарубежными поставщиками, у которых товар купить проще и дешевле. Есть там и коррупционная составляющая, которую предстоит сломать.

Тает айсберг воровской

По данным Счетной палаты РФ, масштабы незаконного промысла в дальневосточном бассейне ошеломляющие. Объемы неучтенного экспорта биоресурсов практически вдвое превышают годовой сальдированный доход всей рыбной отрасли.

Предложение организовать электронные торги биоресурсами было криком души. Противники биржи искали козыри: дескать, затея гиблая, покупатель в глаза не видит рыбы, вместо лосося может приплыть мойва. Организаторы шли напролом, мол, откройте глаза: гребете деньги китайцев авансом, когда рыба еще плавает. Биржи торгуют зерном, когда нивы еще колосятся. Точку в дискуссиях поставила убийственная цифра, которую никто и не пытался опровергнуть. Ежегодно от использования ресурсов регион недополучает 300 млрд руб.

И первые торги на Дальневосточной рыбной бирже состоялись. Как пояснил генеральный директор биржи Сергей Лелюхин, на них пришли более двух десятков фирм. Желающие погреть руки на дарах моря сникли. Биржевой сбор — 0,5 процента от суммы сделки, посредник может рассчитывать на 3 процента. Производитель сам определяет стоимость товара, никто ничего ему не навязывает. Переработчик получает возможность оставлять зазор для снижения цены конечному потребителю.

На данный процесс экономисты смотрят с оптимизмом. Получим долгожданную прозрачность взаимоотношений поставщиков сырья и переработчиков и, соответственно, рост потребления качественных товаров. Словом, заложен первый кирпичик в современный, конкурентоспособный рыбный рынок. За то и боролись.

Кстати

Дальневосточная красная рыба по своим качествам превосходит норвежскую, которая выращивается с помощью специальных кормовых добавок.

В практику возвращается старый новый российский «Знак качества». Скоро под уважаемым брендом поплывет дальневосточный лосось. Стандарты разрабатывают научные институты и отраслевые ассоциации. 

Петр МАЗУР, фото Александра СТУДЕНИКОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)