Товар и навар, или Что угрожает мелкой торговле
logo

Темы номера

Товар и навар, или Что угрожает мелкой торговле

Малый бизнес столкнулся с непростой инициативой законодателей. Над рынками, расположенными под открытым небом, нависла угроза. Речь идет о требованиях Федерального закона № 271-ФЗ, предусматривающих их работу только в капитальных зданиях, строениях, сооружениях.

Наломали дров

Волна пошла. Малый бизнес стали теснить под крыши и, по словам специалистов, кое-где наломали дров. Переезд сельскохозяйственных рынков грядет с 1 января 2015 года. Несельскохозяйственные розничные рынки в городах с населением более 500 тысяч человек уже под колпаком. Под удар попали мелкие торговцы, предлагавшие товары под открытым небом, чаще всего индивидуальные предприниматели. Средств у них кот наплакал, а пойти под дорогостоящую крышу — подписать себе приговор. Торговля давала им какую-то копейку, поддерживала доступные цены для покупателей. Люди ценили.

Кому помешала ярмарка

Министру сельского хозяйства страны Николаю Федорову пожаловались подчиненные: дескать, рядом с их московскими домами неожиданно перестала работать ярмарка выходного дня по причине того, что у расположенного рядом супермаркета похудела выручка. Кстати, семья министра, как и многие сотрудники ведомства, оказывается, предпочитала покупать продукты именно на ярмарках выходного дня. К этому привыкли и хабаровчане. Да, нет единой крыши, зато без посредников.

А сельхозпроизводители у нас работящие. Хабаровский фермер Сергей Щергин кормит солеными овощами, считай, полгорода. Вся продукция по доступной цене. На ярмарке — 12 представителей пчеловодческих хозяйств, фермеры и владельцы частных подворий Евгений Козинец, Владимир Стародубцев, Надежда Сухина, Юрий Сущенко, Олег Байдак. Хабаровчане уже выбирают себе кумиров, продающих овощи и мясо. Среди них Ульяна Оразова, Анатолий Самусев, Иван Панин, Сергей Федосов, Евгения Комарова, Елена Котова.

Кто удержит цены?

Становится яснее ясного: ярмарки под открытым небом востребованы и нуждаются в законодательном закреплении. Начальник отдела по организации работы рынков и мелкой розницы управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Любовь Расильбекова дорожит доверием фермеров и обеспокоена практикой, когда всю торговлю причесывают под одну гребенку.

— При переезде в капитальные здания предприниматель не сможет удержать прежние цены, — говорит Любовь Александровна. — Мелкого производителя заставят платить за землю, разведут на долевое участие в строительстве, которое тянет от 300 до 500 тыс. руб. И что мы выиграем? Товар взлетит в цене. Кто его купит? Уже сегодня предприниматели стонут от расценок коммерческой аренды. Наивно думать, что их пожалеют владельцы капитальных рынков. Вся тяжесть ляжет на плечи потребителей. А что нужно рядовому покупателю? Выгодно приобрести свежую продукцию в шаговой доступности и по умеренным ценам.

Кто и почему толкает нас на путь, от которого давно отказались за рубежом? За 10 лет в стране появились более двух тысяч современных торговых центров и торгово-развлекательных комплексов. 30 млн кв. м новых площадей выдавили сотни тысяч мелких предпринимателей. По оценкам экономистов, теряют рабочие места не только мелкие бизнесмены, несут потери бюджеты. Потребитель начинает экономить, и лоск торгового монстра его не привлекает.

Мотор жизни

Из 13 розничных рынков в Хабаровске осталось 3. Под требования закона иметь капитальную крышу попали рынки: Центральный, Депо-2 и специализированный на улице Монтажной. Другие теперь — торговые центры. А насколько это удобно людям?

Всегда были и будут купцы, желающие продать товар дороже, и покупатели, стремящиеся приобрести его дешевле. Это мотор жизни, и никуда от него не деться. Неслучайно на вещевые рынки приходится 46 процентов розничных продаж одежды. Брендовые универмаги тянут на 20 процентов, сетевая розница — на 19.

— Думаю, вряд ли нас ждет засилье супермаркетов, — комментирует ситуацию заместитель начальника управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Ольга Щетинина. — Для них в оживленной черте города фактически нет земельных участков. Сегодня все-таки просматривается другая тенденция. Стали появляться новые небольшие магазины шаговой доступности площадью 150—200 кв. м. Стало быть, они нужны людям.

Да и международный опыт делает свое дело. В европейских странах выходные дни всецело отданы маленьким магазинам, которые наперебой обслуживают покупателей по высшему классу. Супермаркеты отдыхают. Так распорядился законодатель.

Эффективно развиваться в условиях, когда торговать выгоднее, чем производить, невозможно. Рентабельность на производстве от 5 до 17 процентов, а в торговле — от 42 до 100. Словом, у одних густо, у других пусто. Пора выравнивать возможности.

Кстати

70 процентов хабаровчан одеваются на рынках, 20 — в универмагах.

Сегодня крупные торговые центры заняли 60 процентов рынка. Жители городов просят вернуть небольшие магазины шаговой доступности. 



Петр МАЗУР, фото Александра ГОРБУНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)