Агропром для патриота
logo

Темы номера

Агропром для патриота

Что касается скачка цен на свинину, думается, краевая и городская комиссии разберутся и поставят все точки над I. Порядок государственного регулирования цен, возможно, будет принят Государственной думой на одном из ближайших заседаний. Если говорить о быстром подъеме отечественного агропрома, кавалерийским наскоком этого не сделать. Президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов считает, что нарастить свое производство качественно и в ближайшее время без государственной поддержки невозможно. Всякие движения от запретов импорта до разрешений непременно приведут к коренной перестройке российского продовольственного рынка, к амплитуде колебания цен от роста до падения. Это было и происходит в других странах.

— Не так давно по делам фирмы побывал в Норвегии, — рассказывает менеджер одной из компаний Хабаровска Юрий Дронов. — Дороговизна продуктов дикая. Кусочек ветчины к завтраку в переводе на рубли раза в четыре дороже, чем дома. 63 процента выручки фермеров этой страны формируется за счет вливаний государства. Но деньги из воздуха, известно, не берутся. Затраты так или иначе перекладываются на население. В результате норвежцы покупают продукты по ценам вдвое выше мировых. Выходит, нам еще грех жаловаться: лопаем еду дороже всего на 6 процентов.

Молочные речи

По мнению специалистов, успех возможен при одном условии: нашему агропрому придется преодолеть инновационный кризис. Этот потенциал мы используем на 4—5 процентов против 50 в экономически развитых странах. В результате доля производства собственных продуктов, в частности молока, незначительна — от 25 до 35 процентов, и на протяжении последних лет уменьшается, признал заместитель председателя правительства края, министр сельского хозяйства и продовольствия Александр Яц,

Беларусь предлагает построить в хозяйстве «Даниловка» роботизированную молочную ферму на 1,2 тысячи голов. Хорошее дело. Но у нас куда ни кинь, везде клин. Для таких современных мощностей нужен новый высокотехнологичный зерносушильный комплекс. Действующий безнадежно устарел. В техническом отношении наше сельское хозяйство застряло на уровне 1970 года. Осколки крупных молочных комплексов не накормят. Почему, спрашивают читатели, не пойти по проверенному мировому пути, где в основе молочной отрасли — семейные фермы?

Сегодня на федеральном уровне готовится концепция внутренней продовольственной помощи. Ее возможные масштабы можно оценить разве что в сравнении с развитыми странами. США ежегодно выделяет своим фермерам 100—105 миллиардов долларов. 80 миллиардов из этой суммы идут на продуктовую поддержку малообеспеченных семей. Думается, нам никто не мешает двигаться в этом направлении и такое решение скорее всего будет принято. Оно выгодно и для населения, и для производителя.

Пояс надежды

На выполнение программы импортозамещения многие регионы просят год. Предприятия аграрного пояса Хабаровска намерены, если пока не полностью, то изрядно потеснить зарубежных поставщиков. Взамен импортных начинают предлагаться экологически чистые и по-настоящему качественные продукты местного производства. По сути, рождается агрокластер, который в тандеме с бизнесом берется за модернизацию отрасли. Хабаровский агропром готовится поставить на поток производство индюшатины, открыть другие современные фермы, вернуть жизнь некогда заброшенным полям. Становится возможным развернуть линии производства сыра, глубокой переработки рыбы и морепродуктов. Местные фермеры надеются на послабление стандартов забоя скота, что станет стимулом для производителей мяса набить прилавки отечественным продовольствием.

Полки магазинов должны засверкать надписями «Сделано в Хабаровске». Ни для кого ведь не секрет, что жители многих развивающихся стран предпочитают свое. К примеру, французы пьют только свое вино, ездят исключительно на своих автомобилях. Это гражданская позиция. А почему мы не должны быть патриотами отечественной продукции и страны?

Вкус на языке патриота, естественно, должен соответствовать качеству. В осеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект, предусматривающий резкое увеличение штрафов за фальсификацию продукции. Введешь покупателя в заблуждение относительно поставщика или потребительских свойств продукции — схлопочешь штраф до 500 тысяч рублей. На очереди стоит целый ряд иностранных продуктов, которым пропуск на столы россиян «может быть заказан». Будет поиск обходных путей. К примеру, под запрет попала свинина всего Старого Света. Европе есть что терять. В прошлом году импорт продукции свиноводства из ЕС превысил 1,4 миллиарда евро. Мы для них ключевой рынок.

Производство птицы у нас практически доведено до уровня продовольственной безопасности. «Амурский бройлер» берется обеспечить потребности края на 80 процентов. Наконец-то нас заело самолюбие: кушать не все подряд, а только качественное. Здоровье дороже.

Делать вид, что мы неуязвимы, конечно же, не следует. Отечественным производителям тоже несладко. К примеру, в 2012 году мы экспортировали смеси пшеницы и меслин на 4,52 миллиарда долларов, рыбы — на 2,69 миллиарда, много другой всячины. Теперь придется ужиматься. Правда, не во всем. Основным потребителем зерна, к примеру, становится Ближний Восток.

Беречь как зеницу ока

Сегодня уже понятно: дешевого продовольствия больше не будет. Земли и водные запасы оскудевают. Рост цен на продукты питания превратил в бедняков 44 миллиона человек в Европе и Центральной Азии. У России появился шанс стать ключевым поставщиком продовольствия на мировой рынок. Наша страна — единственная в мире, обладающая бесценным богатством — 15 миллионами гектар земель, которые при необходимости можно пустить в севооборот. Миллион «запасных» гектаров находится на Дальнем Востоке. Глаз на них уже положили.

Заместитель председателя КНР Ли Юаньчао предложил создать единую экономическую зону, включающую российский Дальний Восток и север Китая. Продовольственная безопасность Поднебесной, естественно, требует новых земель. Сосед торопит извлечь пользу: дескать, у вас масса «белых воротничков», у нас много рабочих. Что думают по этому поводу ученые?

— Предложение масштабное и требует очень серьезного осмысления. — комментирует сообщение декан торгово-технологического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права, профессор Дмитрий Попов. — Все решать за будущие поколения нельзя. Думается, не стоит выходить даже за пределы десятилетия. Нужна очень сильная юридическая база. В данном случае необходим надгосударственный орган, управляющий этим процессом. А с кем сегодня стоит развивать сельскохозяйственные отношения, лучше решать самим аграриям.

Российский потенциал экспорта зерна и мяса в соседнюю страну обретает зримые черты. А что касается объединения территорий в единую экономическую зону, поспешность в этом деле действительно вряд ли уместна. Рынок — это выбор и возможность сравнить. Российские аграрии убедились: китайцы делают упор не на новые технологии, а пичкают землю удобрениями.

В наших руках любопытный документ департамента сельского хозяйства префектуры Хоккайдо «Сельское хозяйство: современное состояние и проблемы», который передал редакции и прокомментировал начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации города Валерий Гудков. Японцы, по словам Валерия Алексеевича, щепетильно относятся к каждому клочку земли. Их специалисты не перестают повторять, дескать, стремясь к гармонии с окружающей средой, крестьяне Страны восходящего солнца ставят своей целью поставлять населению безопасную и надежную агропродукцию. В префектуре Хоккайдо развивают чистое сельское хозяйство, предельно ограничивая применение химических удобрений и пестицидов. Параллельно ведется органическое сельское хозяйство, где вообще не пользуются химическими удобрениями и пестицидами. Японцы предлагают выращивать у нас сою и гречиху по новым технологиям, не наносящим вред окружающей среде.

Не знаю, как вам, а мне это напомнило наш деревенский благоухающий огород: никакой химии, только органика. Огород Востока, особенно миллион гектаров под парами, имеет золотое преимущество. Надо быть патриотами, самим учиться возделывать родные земли, беречь их как зеницу ока.

Кстати

Новый вариант государственной программы обеспечения продовольственной безопасности страны предполагает меры по замещению импортной продукции и механизмы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.

Жизнь дает агропрому уникальный шанс, который выпадает раз в жизни: завоевать внутренний рынок, резко увеличить производство качественной, доступной для населения продукции. Все, что подается к российскому столу ежедневно, должно быть на сто процентов отечественного производства.

Наша страна — единственная в мире обладающая запасом готовых для возделывания 15 миллионов гектаров земель. Миллион из них на Дальнем Востоке. 


Петр МАЗУР

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)