Путь к морю
logo

Темы номера

Путь к морю

Федеральная трасса «Уссури» (в прошлом М-60) начинается от хабаровского главпочтамта и заканчивается во Владивостоке. Протяженность 760 км.

Мысль о необходимости соединить дорожным полотном Хабаровск и Владивосток родилась у советской власти в 1933 году, а в 1934-м бригады приступили к натурным работам. Об их официальном завершении объявили годом позже. Но это не самое примечательное — трасса уникальна тем, что она уже девятый десяток лет находится на ремонте. Мужают и старятся дорожники, им на смену приходят новые специалисты, совершенствуются технологии, сменился век — неизменным остается лишь ремонт. Поговаривают о династиях дорожников, чьи семьи зародились буквально на трассе, прожили счастливо, латая и переделывая покрытие, и завещали то же самое делать своим потомкам. Как напоминание о многолетней истории «Уссури» в этом году на обочинах выставлены баннеры с портретами первого министра автодорог РСФСР Алексея Николаева, чья молодость пришлась на рождение М-60.

Сотни рабочих ежедневно выходят на эту большую дорогу, и, что удивительно, каждому находится тут дело. Представить «Уссури» без мелькающих оранжевых жилетов и тяжелой техники уже трудно. Не бывать в России идеальным дорогам без неровностей и раскопок.

Поехали!

Готовиться к поездке на море надо заранее — простая истина. Рванувших на авось видно сразу. Обычно они стоят вдоль дороги и с недоумением глядят на своих замерших железных коней. Мы, тьфу-тьфу-тьфу, проверили авто, присели на дорожку и тронулись в путь.

Грандиозный ремонт начинается уже в районе Хехцира, где ради новой скоростной трассы, открытие которой намечено на осень 2016 года, полегло немало деревьев. Сейчас уже установлена часть мостовой опоры будущей развязки, что направит потоки машин в обход населенных пунктов. Надо сказать, что строительство это совсем не мешает автомобилистам. Наслаждаться поездкой можно вплоть до села Красицкого, на подступе к которому нам пришлось распрощаться с чистыми бортами машины. Грязь да грязь круго-о-о-ом, путь далек лежи-и-и-ит.

На 112-м км трассы будьте осторожней — дорожное полотно полно ям, могут полететь стойки.

Тоска… желтая

Желтые знаки наводят тоску. Это значит, что скоро снова асфальтированную дорогу сменит раздолбанное направление. Правда, справедливости ради надо сказать, что еще в мае желтых знаков на трассе было гораздо больше и поездка казалась тяжелым испытанием. Спасибо дорожникам, которые умудрились за короткий срок привести ее в более-менее удобоваримое состояние. Если весной жутко было перемещаться возле Вяземского (пыль, гравийка, камни летели из-под колес впереди идущих машин), то сегодня здесь вполне можно проехать. К сведению, бесплатный и довольно чистый туалет находится справа, рядом с ближайшей по ходу движения заправкой ,перед постом Вяземского ДПС.

Кстати, будьте готовы к тому, что по дороге не раз попросят заплатить десяточку за посещение туалета на заправках. Причем не всегда правомерно. Так, к примеру, нас пытался раскрутить чернорабочий на АЗС на границе Лесозаводска. Мол, зачем вам идти к кассе, вы мне червонец дайте и сразу направляйтесь в клозет, а я уж передам адресату. На самом деле услугу заправка предоставляла бесплатно, о чем мы узнали лишь на обратном пути. Казалось бы, что такое десятка? Мелочь! А сколько их за 760 км может понадобиться?

Хорошая новость для водителей будущего — рядом с Котиковским перевалом нынче тоже красуются желтые знаки. А это значит, что его захватывающие дух опасные повороты уйдут в прошлое. Сегодня рядом прорубают альтернативную, ровную дорогу. Правда, этим летом придется еще покружить по перевалу.

Чем дальше Бикин, тем целее трактор

Объездную трассу мимо Бикина надо показывать всем дорожникам. Пусть знают, что умеют все-таки и в нашем крае асфальт класть ровно, а разметки наносить так, что залюбуешься. Да-а-а-а… Такие трассы мы раньше только в кино про американскую жизнь видели. Рожден, оказывается, кто-то и в России сказку былью делать! Жаль только, что в стороне оказываются придорожное кафе «Сказка» с лучшим на «федералке» жюльеном и местный музей. Хотя хранителям истории такой расклад более приятен — раньше, когда все проезжали через Бикин, от обилия внимания страдал самый крупный музейный экспонат — выставленный на территории старенький трактор, присланный в город в 30-е годы для поднятия целины. Народ залазил на советскую технику, фотографировался, а иногда и умудрялся откручивать кое-какие детали на память.

Есть в самом южном городе Хабаровского края еще одна достопримечательность, ради которой можно свернуть с идеальной трассы и проехать в Бикин. Здесь на крыше местного дома культуры установлена скульптурная композиция «Рабочий и колхозница». Уменьшенная копия знаменитого произведения Мухиной появилась в Бикине на год раньше оригинала. Выполнена парочка из цемента и, может, не так хороша с лица, как мухинское родное детище, но тоже известна в стране.

Будущее за окном

Официально Росавтодор заявляет о нескольких участках, где ведутся ремонтно-дорожные работы. Правда, тянутся они на десятки километров, большинство из которых — сплошная гравийка, опасная для лобового стекла. Красться по ремонтируемым километрам приходится с закрытыми окнами — хоть периодически поливают из бочки трассу, все равно пыль стоит столбом. Без кондиционера путь к морю не покажется приятным приключением. Самые сложные участки пути: 233—240 км и от 384-го покрытие снято практически на 10 км. Это увеличивает время путешествия, но вид прокладываемых рядом ровненьких дорог дарит надежду на будущее. Некоторые уже сейчас пытаются проскочить по гладкому асфальту, несмотря на запрещающие знаки. Не зря шутят, что в России лишь один запрещающий знак — бетонная плита, а все остальные — предупреждающие.

Не гони!

В соседнем крае ближе к морю водители явно теряют терпение. За полдня на извилистых дорогах нам попались три перевернутых машины. Одна лежала на крыше на встречной полосе, две остальные — по кюветам. И это три разные аварии, а не одно столкновение. Благо, что серьезно никто из участников ДТП не пострадал.

27-й регион приморские автолюбители на дороге стараются обгонять, всячески демонстрируя, что мы не должны чувствовать себя тут как дома. Правда, всегда предупреждают, мигая фарами, где притаились гаишники.

А дорожная полиция бдит даже тогда, когда ее нет на трассе. Разгоняясь на М-60, увеличиваете риск получить после отпуска конверт с фото и призывом оплатить штраф за нарушение ПДД — камеры стоят во многих местах. Точно есть они на объездной дороге за Уссурийском. Кстати, если проезжать через город, а не в объезд, обогнете еще один ремонтируемый участок.

В общем, не так страшна «Уссури», как нам кажется. Если сейчас на поездку тратится около 12 часов, то в будущем, при условии, что ремонт когда-нибудь закончится, будем долетать до моря быстрей и по ровной дороге.

Ожидание и реальность

Трасса «Уссури» завершается во Владивостоке. Но мы решили поставить конечную точку в путешествии на Русском острове, прокатившись по новому мосту.

Попасть на него надо сильно постараться. Даже располагая рукописной схемой проезда, выполненной ученой из местного отделения ДВО РАН, у нас не получилось найти искомый тоннель, который и должен был привести на мост. Кружили мимо фуникулера, красивейшего католического храма, но в тоннель никак не попадали! Допросив трех аборигенов и одного таксиста, удалось наконец увидеть нужный объект.

Мост вызвал у нас восторг: красивый, высокий, но не успели мы облечь свои эмоции в членораздельные фразы, как он закончился. Нас подхватил поток машин и через кварталы, отгороженные от дорожного шума и пыли отражающими экранами, вынес нас к еще одному мосту, побольше и с опорами, выкрашенными в цвета российского триколора.

Берега Русского острова оккупированы отдыхающими из Хабаровска. Местные считают, что это самые стойкие люди, которых не страшат никакие погодные катаклизмы.

Лотосы и динозавр

Чем хороша поездка по «Уссури» — вдоволь налюбуешься красотами дальневосточной природы: сопки, зелень, поля и луга, реки и речушки. В озерцах сейчас зацветают лотосы, их хорошо видно с дороги. Правда, смотреть по большей части лучше из машины, оводы — бдительные стражи окружающей среды — быстро загонят вас обратно в салон.

За Дальнереченском примерно в 70 км в сторону Владивостока есть еще одно интересное место, где стоит притормозить. Сопка Любви, где добрая половина деревьев задушена ленточками суеверных молодоженов, нынче хоть и осталась без закусочной, но привлекательность свою не потеряла. Именно с этого места можно разглядеть древнего ящера в реке, что течет в низине. По одной из версий, человека, увидевшего в очертаниях Уссури силуэт гадрозавра (ящера с гребнем на голове), ждет счастье в любви.

Не забудьте завернуть за нарзаном, только выпить его надо быстро, чтобы запах целебной воды не портил путешествие.

Придорожный маркетинг

На трассе вам с удовольствием продадут все: от живых кур до стакана воды. Царица продовольственных точек в этом сезоне — кукуруза. Кстати, цена выгодно отличается от хабаровской. Если у нас в лотках она идет по сотне за початок, на дороге за такую же цену можно купить две кукурузы.

В населенных пунктах возле домов и просто в чистом поле, окутанные облаками пыли, поднимаемой автомобилями, сидят эти мужественные люди — продавцы. Ни жара, ни дождь не сгонят их с мест. Конкуренция огромная, поэтому торговцы идут на ухищрения. Некоторые начали варить кукурузу непосредственно у дороги, вынимая покупателям ее сразу из кипятка. Соль фасуют в маленькие пакетики, чтобы было удобней. Говорить о сервисе вообще не стоит — более доброжелательных людей, чем продавцов кукурузы, на трассе не сыскать.

И не надо, а взять хочется! Так здорово связаны луковицы в причудливые косички, что поневоле ловишься на эту приманку. Тем более в родном городе красный лук — редкость.

Очень вкусны приморские яблочки. Их расставляют в разноцветные и разномастные ведерки, выстроенные пирамидками. Та же история, что и с луком — руки сами тянутся к кошельку.

Самые сочные и красные арбузы продаются в Спасском районе. Там же они и выращиваются, поля с бахчевыми видны с трассы.

Единственное, что трудно встретить по дороге в Приморском крае, чебуреки. Такое впечатление, что все они остались в нашем родном краю. Они продаются в Зоевке, но в последнее время пропорции «тесто — мясо» не могут радовать. Этак скоро ими смогут лакомиться вегетарианцы.

О том, как отдыхают в Приморье хабаровчане и как сэкономить на поездке к морю, читайте в следующем материале.

Прямая речь

Александр Баранов, старший специалист отделения по пропаганде отдела ГИБДД г. Хабаровска:

— Собираясь в дорогу, обязательно перечитайте Правила дорожного движения в последней редакции — внесено много изменений, поэтому ознакомиться необходимо. Не стоит выдвигаться в ночь, рассчитывая, что дети в это время будут спать и не помешают вам ехать. Лучше выспаться, чтобы не было утомленности. Поэтому отправляться в путь надо утром, с остановками для отдыха. Детей необходимо пристегнуть в специальные удерживающие кресла, которые надо установить на задних сиденьях. Проверить наличие всех документов, страховки, аптечки, чтобы срок годности препаратов был в норме. Через Интернет скачайте телефоны спецслужб соседнего региона: ГИБДД, скорой помощи и МЧС. Если будете соблюдать рекомендации и ПДД, номера вам не понадобятся. Счастливого пути!


Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)