Темы номера
Какой должна быть наружная реклама в Хабаровске, чтобы она не портила общую картину, а, наоборот, украшала город? Это попыталась выяснить корреспондент «Хабаровских вестей».
С поправкой на народ
У нашего города есть возможности шагать в ногу со всем прогрессивным человечеством. В этом убедился Василий Аристов, начальник отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций администрации Хабаровска, побывав на международной выставке в Шанхае. Там были представлены новаторские идеи и уже опробованные варианты уличной рекламы.
Остановочные конструкции утонченные, снаряженные двумя экранами: с маршрутом и собственно рекламой. Новая тенденция к минимализму — в рекламные стенды чей-то гений додумался спрятать урны. Пожелает культурный человек бросить бумажку — потянет за ручку, откроется мусорный бачок. Красиво, практично и чисто. А рядом с рекламной плоскостью вмонтированы телефон и планшет с Интернетом. Что ни говори, а за границей все для людей! У нас же, как раз из-за людей, подобные конструкции на улицах появятся нескоро.
— К сожалению, в Хабаровске нечасто встретишь красивую остановку общественного транспорта, — листает яркие буклеты с выставки Василий Иванович. — За рубежом торговые павильоны стоят отдельно, а у нас остановки редко без киоска. Нам варианты с открытыми или тонкими стенками не подходят — поморозим народ. Да и поставь у нас такое, разнесут тут же…
И чо?
Горожане не только «разносят», но и привносят. Как могут. Поэтому нарушений в части наружной рекламы в городе не перечесть. Причем «авторство» зачастую принадлежит рядовым гражданам. Куда только не приводит их буйная фантазия! Один хабаровчанин сам решил выступить в качестве рекламной конструкции, нацепив себе на шею вывеску «Цветы», указующую на магазин. Живой баннер стоял и в дождь, и в жару, лишь изредка отклоняясь от своей точки. У паренька появились последователи: периодически на улицах можно встретить людей с рекламами на шеях.
— Это безобразие, — говорит Аристов. — В законе «О рекламе» об этом не сказано, но их надо привлекать за нарушение правил общественного порядка. Даже на воздушном шаре вывеска считается рекламой, а чем человек лучше? Хабаровчане бездумно вывешивают рекламу, где им удобно и кажется, что это разрешено. На ул. Московской предприниматель на пандусе закрепил растяжки, что у него в магазине скидки. Другой просто воткнул возле трассы на ул. П.Л. Морозова самодельную вывеску на двух палках «Автостоянка». Но это тоже нарушение! Кстати, больше всего проблем создают именно автосервисы, стоянки и мойки. Они постоянно пытаются заявить о себе в обход законодательства, не получая разрешения на установку рекламы.
Железный аргумент наших граждан «И чо?» не срабатывает. Сотрудники отдела имеют право демонтировать все самовольные рекламные конструкции, не ставя хозяев в известность. Нарушил — спилили! Пусть это даже просто дощечка, прибитая к палке или забору. Кстати, демонтаж одной простейшей конструкции обходится примерно в 120 руб.
Рекламировать без спросу нельзя даже на собственной земле, как, например, это сделал гражданин, чей частный дом, расположенный недалеко от торгового центра, в одночасье оказался обвешан рекламой. Баннеры и щитки с балкона и забора теперь срежут за счет налогоплательщиков — предприимчивый горожанин не удосужился получить разрешение у главного художника краевого центра.
Не клеить, не сверкать
Одна из главных бед — расклеенные как и где попало плакаты — в Хабаровске побеждена. Но не окончательно.
Кстати
Сообщить о самовольной рекламе можно в сектор контроля за размещением рекламы по тел. 31-60-16.
— Сейчас клеют только нерадивые индивидуальные предприниматели и некоторые граждане, «концертники» прекратили этим заниматься — для них установили конструкции над ограждениями вдоль дорог, где хорошо смотрятся баннеры со звездами, — констатирует Василий Аристов. — Больше всего проблем с заезжими циркачами. Они привыкли, видать, в других городах, что им это с рук сходит. Но мы очень строго за этим следим: одним из последних оштрафовали за незаконную рекламу дельфинарий.
В наш век высоких технологий совершенствуются и нарушители. Просто наклеить или прибить рекламку на бумажке уже неинтересно — нынче вывешивают сверкающие днем и ночью конструкции, привлекающие внимание горожан и… карательных органов. Так, следующим в очереди на демонтаж за самовольную рекламу стоит житель дома по ул. Шеронова, разместивший на своем балконе светодиодное объявление о посуточной сдаче квартир. По закону балкон свой можно украшать без согласия управляющей компании, но рекламу —только с разрешения администрации. Примечательно, что за самовольную рекламу штрафуют не только частных лиц, павших жертвами собственной жадности, но и целые организации. Недавно полмиллиона рублей заплатил один из банков, прикрепивший самовольно баннер размером в несколько этажей.
Деревья сами виноваты
Погубить ради рекламы? Запросто. В Хабаровске безжалостно рубят деревья, которые заслоняют баннеры. Кто? Ответ вроде лежит на поверхности, однако доказать это сложно.
— Все происходит от того, что нет культуры у рекламщиков, — вздыхает Аристов. — Они нанимают кого-то, чтобы им обеспечивали хороший просмотр картинки. Поэтому если зеленые насаждения мешают, они тут же принимают меры. Не согласовывая ни с кем. Хочется, чтобы граждане, которые видят подобное, сразу сообщали нам время, номер и марку машины, на которой подъехали такие горе-работники. Другая сторона проблемы — деревья, посаженные рядом с баннерами. Например, возле Дома одежды уже более десяти лет стоят рекламные конструкции, и возле них вдруг появляются саженцы! Через некоторое время они загородят рекламу. По справедливости убирать надо деревья, а не двигать баннер.
На ашибках держутся
Большая часть жалоб горожан — о содержании наружной рекламы. Но тут специалисты администрации бессильны: они лишь следят за конструкциями, а их наполнение на совести заказчика и на контроле УФАС. Поздравления со 156-летием Хабаровска, самым нехитрым путем переделанные из 155-летия, женская грудь в бюстгальтере на рекламе нижнего белья, ягодицы — фитнес-клуба — все это коробит хабаровчан и говорит о дурном вкусе пиарщиков.
— Мы можем привлечь лишь за нецелевое использование, — сетует Василий Иванович. — Горожане также жалуются на ошибки в слоганах, но это делается порой специально, чтобы зацепить потребителей, запомниться.
Перспективы
В Хабаровске разработана и воплощается в жизнь программа, по которой все рекламные конструкции будут приведены к единому стандарту и стоять в строго закрепленных местах. Пока самыми проблемными улицами являются Красснореченская и Тихоокеанская, но и там со временем наведут порядок. Около 500 стендов и указателей, не вписавшихся в стройную картину города, покинут его навсегда. А обычные металлические конструкции заменят на призматроны.
Ирина ТРОЦЕНКО