Темы номера
Все обладатели заветного документа, открывающего двери в страны зарубежья, знают, что срок его действия не вечен. И рано или поздно хождение по мукам придется повторить.
Так и я накануне сезона отпусков поняла, что рискую остаться этим летом в России с непомерно дорогими авиабилетами, курортами Краснодарского края и Крыма. Такими финансами я не располагаю.
Выход один — получать новую «загранку». При этой мысли в памяти сразу возник коридор отделения УФМС, под завязку забитый людьми, испорченное заявление о выдаче паспорта и чувство полной безнадежности. Вспомнились и разговоры, подслушанные в той же очереди. Мол, скоро все документы можно будет оформлять через Интернет, не выходя из квартиры, и останутся в прошлом все многочасовые томления в душном помещении миграционки. Вскоре после того, как у меня на руках уже был первый загранпаспорт, отвоеванный со второй попытки, появился единый портал «Госуслуги.ру», подкрепив свои позиции мощной пиар-кампанией. Прошло почти пять лет, и, казалось, этого достаточно для того, чтобы система заработала в полную силу.
— Число обратившихся к услугам портала жителей края увеличивается с каждым годом, — рассказывает Ольга Головацкая, ведущий специалист-эксперт УФМС России по Хабаровскому краю. — Так, в 2011 году подано 20 904 заявлений на оформление документов, в 2012 году — 39 116, в 2013-м — 42 313.
Стоит попробовать
Сайт Управления Федеральной миграционной службы подтвердил, что на сегодняшний день это самый быстрый и надежный способ получения паспорта. И когда все необходимые документы были собраны, заверены и откопированы, я расположилась поудобней перед домашним компьютером и открыла тот самый портал, а уже через минуту поняла, что поторопилась. Чтобы воспользоваться госуслугой, нужно зарегистрироваться в системе и получить ключ для активации «Личного кабинета». А ключ нужно заказать, выбрав один из способов его получения: через «Почту России» или офис «Ростелеком». Поскольку наш почтовый оператор, блюдя верность своим традициям, предлагает забрать конверт с секретным кодом только через две-три недели, мой выбор пал на «Ростелеком». Приглашение в офис пришло буквально через несколько часов, и всю необходимую информацию на согласование я отправила этим же вечером, получив ключ в центральном офисе компании. Процедура заняла примерно 25 минут. Действительно, быстро и просто, как и обещалось. К моему удивлению, система не запросила квитанцию об оплате госпошлины. Но это пришлось очень кстати, потому что, как оказалось, я ее потеряла.
По старинке
Все онлайн-технологии здесь бессильны — не вставая с дивана, восстановить платежный документ нельзя. Как объяснил консультант на сайте УФМС, 2 500 тыс. руб. (именно столько сейчас составляет платеж за изготовление паспорта нового поколения) можно вернуть наличными и заплатить заново, либо получить справку о том, что эта сумма действительно поступила от вас на счет УФМС. Кто-то мог бы просто отказаться от дополнительной траты времени и подарить эту сумму государству, но для моего кошелька это слишком щедрый подарок. Поэтому вариант со справкой вполне устраивал. На том же сайте нашелся и адрес отдела УФМС, куда необходимо подать соответствующее заявление. Подвох в том, что этот отдел находится в Южном округе, неподалеку от спорткомплекса «Русь», а часы приема, как и у всего работающего населения — с 09.00 до 18.00. Суббота, воскресенье — выходные дни. Пришлось отпрашиваться с работы на всю вторую половину дня. На дорогу туда и обратно, поиски отделения УФМС, расположенного в жилой пятиэтажке, и получение справки ушло без малого четыре часа.
Первый результат
Тем временем на электронную почту пришло сообщение о том, что документы на загранпаспорт удачно прошли проверку, и мне назначено время приема. К слову, оно оказалось абсолютно неудобным, но отказываться было неразумно. И я снова отпрашиваюсь с работы.
Очереди в отделении не было, девушки-специалисты вызывали людей по списку. Пора фотографироваться. Благо в приглашении об этом предупредили. Иначе не догадаешься, что отправленного вместе с документами фото в электронном виде и двух его печатных экземпляров будет недостаточно. Спрашиваю: «Зачем нужно столько разных фотографий?», а в ответ только сухое и малопонятное: «Два для заявлений, одно в паспорт. Так положено». Здесь с заявителями вообще не принято вести разговоры. Только отрывистые фразы — таков инструктаж, я полагаю. Минут через 15 я покинула кабинет, довольная результатом — трудности позади, осталось только забрать долгожданный паспорт через месяц.
Кто последний?
Кстати, после того, как была назначена дата приема в УФМС, оповещения на почту перестали приходить. И о том, что паспорт ждет меня вот уже две недели, я узнала, только проверив «Личный кабинет». На этом моменте все удобства закончились и, неожиданно для себя, я снова очутилась в старой доброй живой очереди на выдачу паспортов, боясь потерять из вида стоящих передо мной людей. Все традиционно: «Вы за мной, я за той женщиной с ребенком, а она за парнем в синем свитере, но он вышел позвонить, а может, и вообще ушел, кто его знает». Классика! Позже выяснилось, что электронная очередь работает только во время приема документов от тех, кто решил не связываться с порталом госуслуг. Почему только в это время? Очевидный ответ: «Так положено».
Спустя час с небольшим очередь наконец доходит до меня. И вот осталось только поставить свою подпись на первой страничке. Из-за усталости или по невнимательности я расписываюсь не в том месте. Женщина буквально на глазах бледнеет от негодования, что-то бурчит про дополнительную плату за переделку паспорта. В итоге документ отправили на перевыпуск, не требуя оплаты. И на том спасибо!
Надежды не оправдались
В итоге единственный замеченный мною плюс в подаче документов через портал gosuslugi.ru заключается в том, что стоять в живой очереди вы будете с полной уверенностью в правильном заполнении всех требуемых бумаг. Возможно, многие согласятся, что это уже половина дела. На своем же опыте я убедилась, что сходить в УФМС придется в любом случае минимум два раза. Это при благоприятном стечении обстоятельств. То есть, несмотря на интернет-технологии, в очереди постоять все-таки придется.
Конечно, рано или поздно мы придем к полноценному информационному обществу, считают специалисты, и личное общение с чиновниками, сбор документов и очереди останутся в прошлом. Но до этого еще далеко.
— Сегодня хабаровчанам доступны более сорока муниципальных услуг, предоставляемых через «электронное правительство», их перечень постоянно расширяется, — рассказала Ольга Пустынникова, заместитель начальника компьютерно-информационного управления администрации города Хабаровска. — Самыми востребованными сейчас являются: запись в детские сады, прием заявлений и выдача документов о согласовании перепланировки жилого помещения, предоставление сведений по работе администрации и прочее. Но все же большинство населения по-прежнему предпочитает лично общаться со специалистами.
P.S. О готовности переделанного паспорта мне пришлось узнавать уже не через интернет-портал, а периодически названивая по телефону в УФМС. Спустя месяц он все же оказался у меня в руках. 10 лет спокойствия гарантированы. Авось за эти годы технологии шагнут настолько далеко, что следующие поколения о такой мороке никогда уже не узнают.
Кстати
В настоящее время можно выбрать из двух видов заграничных паспортов: нового и старого поколения. Принципиальное отличие нового (биометрического) паспорта от старого заключается в наличии микрочипа с информацией о владельце. Оформление паспорта старого образца стоит 1 000 руб. и выдается он на 5 лет, биометрический — 2 500 руб., сроком до 10 лет.
По закону срок оформления и выдачи заграничного паспорта по месту жительства не должен превышать один месяц со дня подачи заявления. Если же оно подано по месту пребывания либо фактического проживания, срок может увеличиться до четырех месяцев.
Марина БУДЬКО