Как остановить пал и пыл поджигающих?
logo

Темы номера

Как остановить пал и пыл поджигающих?

В регионах началась всероссийская акция «Сельхозпалы — под контроль». А законодатели страны решили взяться за поджигателей леса. Что изменится?

Космос предупреждает

По мнению огнеборцев, хабаровские садоводы и огородники чуть ли не самые рисковые в Дальневосточном федеральном округе. Палы на участках угрожают дачам и лесам.

На состоявшейся конференции Хабаровского межрайонного союза садоводов эта тема была самой острой. Случай, когда неосторожное обращение с огнем погубило 14 дач, встревожил людей. Ведь пожар мог перекинуться и на лес. Участники конференции просили незамедлительно решить судьбу бесхозных, заросших бурьяном участков. Соответствующее поручение дал специалистам городской администрации мэр Хабаровска Александр Соколов.

На сельскохозяйственных землях города, определенных Уставом муниципального образования, 15 тысяч участков, объединенных в 90 садоводческих товариществ. Заброшенных наделов, создающих угрозу распространения огня, около тысячи. Все они в частной собственности, а это дело пожизненное. Найти владельцев, понудить их обрабатывать землю или в судебном порядке передать ее другому лицу — задача непростая. Для решения судьбы такого участка законодательство определило срок три года, а практика показывает: надо настраиваться лет на пять. Без поправок в Земельный кодекс не обойтись. А пока председатели садоводческих товариществ на свой страх и риск сдают запущенные дачи в аренду под присмотр временных хозяев.

Огнеборцы относят край к наиболее горимым территориям. Восемь из десяти очагов случаются по вине человека. Необдуманные действия приводят к тому, что для защиты тайги и населенных пунктов от пожаров приходится держать в готовности 80 подразделений общей численностью 3 330 бойцов. Пал, незатушенный костер, брошенный окурок, искрящий двигатель автомобиля — далеко не полный перечень таежных бедствий. В этом году они начались на месяц раньше. Космическая информация неутешительная. Большинство так называемых термоточек зарегистрировано в нашем крае.

Огненное лето

Проблема лесных пожаров из года в год становится острее. От смога над городом порой нечем дышать. Между тем синоптики снова обещают огненное лето. По словам начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Хабаровска Андрея Акимова, в городе пока все спокойно. Но специалисты начеку. Все, конечно, будет зависеть от сознательности граждан.

По данным МЧС, с начала сезона произошло 48 пожаров на площади почти 10 тысяч гектаров. Если взглянуть на карту, чуть ли не все действующие, локализированные и ликвидированные очаги «прижимаются» к Хабаровску.

Знакомый предприниматель Олег Н., знающий ситуацию на лесозаготовках как свои пять пальцев, поскольку арендует лесной участок, заметил: пал на дачах и огородах — недопустимая неосмотрительность или халатность, а на участке деловой древесины — прямая уголовщина. Как правило, после пожара следует спешная вырубка леса. Нетрудно догадаться, кто пустил красного петуха. От умышленного поджога дерево чуть-чуть повреждается, затем наступает дикий размах санитарных рубок. Под этот шумок «черные» лесорубы валят здоровый лес.

За красного петуха ответишь

Изменения, подготовленные в Лесной кодекс, призваны погасить пал и пыл желающих нажиться на незаконном лесоповале. Рубить дерево после пожара будет разрешено в одном-единственном случае: если специалист сделает заключение, что оно действительно погибает. А если ствол и крона здоровые — с пилой не подойти.

Отрасль должна измениться до неузнаваемости. Вводится единая государственная система учета древесины. Если партия выходит на рынок, она тут же высвечивается в налоговой системе и сопровождается полной характеристикой. Станет ясно, кто, где и сколько срубил. Если будут нарушения, в том числе и пожарной безопасности, виновников ждут огромные штрафы, и путь в тайгу им будет заказан. Серые схемы, уверены в Рослесхозе, должны уйти в прошлое. По словам заместителя главы ведомства Николая Кротова, счет пошел на бревна, лафа для поджигателей заканчивается. Неслучайно идет речь о повышении платы за пользование лесными участками. Выложишь денежки из своего кармана — будешь беречь каждое дерево. А пока «лесной спецназ» стремится загнать пожары к рекам и болотам. К чести мужественных пожарных, это им во многом удается.

Вместо комментария

В Дальневосточном федеральном округе сосредоточено 45 процентов лесных земель страны, почти 500 миллионов гектаров. Более половины объема обрабатывающей промышленности формирует наш край. Но проблемы зашкаливают, огонь истощает запасы делового леса.

По мнению директора ДальНИИ рынка, доктора экономических наук, профессора Вадима Заусаева, у нас практически не осталось больших высокопродуктивных массивов. Строить крупные предприятия бессмысленно. По мнению ученого, пришла пора не только защищать, но и восстанавливать лесные ресурсы. Искусственные посадки на юге региона нужно расширять до индустриальных масштабов.

Предложений много. На их фоне более резонным кажется такое: ввести особый порядок распределения лесных участков. Уйти от аукционных продаж к конкурсным процедурам и определять победителями предприятия, имеющие не только базу для глубокой переработки древесины, но и технические возможности для защиты массивов от огня. Важно помнить: на восстановление леса уходит 350 лет.


Петр МАЗУР

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)