Темы номера
Природных территорий в Хабаровске хватает, не зря наш город признавали самым зеленым. Для сохранения уникальных мест им придается статус особо охраняемых (ООПТ). Достаточно ли этого, чтобы уберечь окружающую среду?
Почему городские бульвары не ООПТ? Этот вопрос возник неожиданно и вдруг приобрел популярность. Тут же нашлись и ратующие за присвоение бульварам статуса охраняемых. За дело они взялись рьяно — нам же только дай за что-нибудь побороться! Невовлеченным в битву за статус гражданам остается лишь удивляться, почему до сих пор не взяли эти территории под охрану официально. Неужели нужно было ждать, пока народ созреет на бунт?
Спрячь за высоким забором
Итак, что такое статус ООПТ и зачем он так понадобился нашим горожанам?
Органы местного самоуправления согласно законодательству могут придавать статус особо охраняемых памятникам садово-паркового искусства, береговым линиям, природным ландшафтам, биологическим станциям, микрозаповедникам — всем местам, которые хочется сохранить. Если и ступит туда нога человека, то лишь затем чтобы насладиться первозданной красотой и удалиться прочь, не навредив природе. Но для этого все ООПТ надо оградить высоким забором, закрыть на замок, провести ток, пустить собак, иначе граждане наведут там свой порядок.
За примерами далеко ходить не надо — парк Офицеров флота, который находится на Базе КАФ, относится к ООПТ. О чем и гласит баннер на входе. Заодно на нем прописаны правила поведения и запреты, которые накладывает статус. Либо читать не умеют, либо плевать хотели наши граждане на попытки городских экологов сохранить природу, но делают они все с точностью наоборот. Жгут костры, жарят шашлыки, запивая их горячительным, тут же бросают мусор. Обитатели частного сектора рубят деревья на дрова — к чему тратиться, когда можно запастись в парке!
— Статус придают территориям, чтобы уберечь их от застроек, а чтобы спасти зеленые зоны от человека, надо поменять сознание людей, — говорит Ирина Дубянская, начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска. — Мы проводим в парке Офицеров флота субботники, высадили там аллею сосенок. Школьники приходят туда убираться, но картина через какое-то время становится прежней, сейчас дети хотят взять над ним патронаж. Намечено открытие в парке трудовой смены и разбивка аллеи. Надеемся, что труд ребят не пропадет зря. Город растет, развивается, и наша задача — восстанавливать уже существующие скверы и парки и создавать новые.
Хозяин дома?
Проблема ООПТ в том, что муниципалитет старается сохранить их, но зачастую не хватает рук — территориям нужны хозяева, которые бы не только следили за состоянием подшефных хозяйств, но и непосредственно охраняли от желающих отдыхать на природе граждан. Немного проще в этом смысле паркам, которым еще в 1990-е придали статус особо охраняемых. Парк имени Гагарина вступил в эру возрождения. Городские власти очень рассчитывают, что в обновленном парке уже не будут жечь костры и устраивать свалки, чем занимались нерадивые горожане на протяжении последних лет.
— Есть требования к парковым территориям — по определению положено иметь 70 процентов зелени, то есть, по сути, им статус ООПТ не нужен, потому что зелень и так должны сохранять, — объясняет Ирина Геннадьевна. — Но и там за деревьями надо наблюдать, оценивать, выявлять более ценные породы. И если ценной породе дерева мешают другие, их удалят, чтобы создать ей более комфортные условия. Снос насаждений на таких территориях не означает уменьшение зеленых площадей. К примеру, убрав тополя, можно разнообразить видовой состав и увеличить зеленую массу. Так получится в сквере «Восточном», который находится рядом с мемориалом летчикам-дальневосточникам. Мы были вынуждены определить под снос 93 тополя, которые представляли угрозу жизни и здоровью горожан, а на их месте запланировано высадить 260 деревьев.
Бег по трубам
Так надо ли вообще придавать статус ООПТ городским бульварам? Что это изменит в их сегодняшнем состоянии?
— Те, кто настаивает на придании статуса бульварам, не понимают, что требуют, — уверена Дубянская. — Для этого должны быть проведены особые исследования, представлены обоснования ученых. Да, мы любим свои бульвары и гордимся ими, но надо же знать, что они представляют из себя. В свое время речки Плюснинку и Чардымовку убрали в коллекторы, сверху засыпали слоем земли и посадили деревья. А вполне могли обустроить на месте бульваров проспекты с пешеходными дорожками по краям. Деревья там растут на коммуникациях: ливневка, канализация, водопровод, а значит, все равно когда-нибудь придется делать там раскопки — жизнь не стоит на месте. По сути, горожане ходят по трубам, скрытым под землей. У ООПТ не может быть внизу коммуникаций — это естественная среда, а бульвары — искусственно созданные.
При этом деревья здесь всегда находятся под контролем специальных служб: их осматривают, подрезают, подкармливают, подсаживают новые. Такой уход не в каждой ООПТ встретишь.
Шумим, брат, шумим
Вроде и проблема выеденного яйца не стоит: никто на бульвары не покушается, хуже им не делает, зелень бульварная скоро зацветет и запахнет, однако расшифровку аббревиатуры ООПТ за последние месяцы выучили все хабаровчане.
Не знаю, как вам, а мне напоминает ситуацию с вырубленными деревьями под площадку для игры в гольф в Южном округе. Пошумели, повозмущались, что обманным путем очередную автостоянку организовали! И забыли. Теперь взялись за бульвары, мол, уж их-то отстоим да заставим присвоить статус! Остается лишь подождать, когда наши земляки найдут себе другую забаву.
Кстати:
Общая площадь всех ООПТ 528,7 га, что составляет 1,4 процента от общей территории города.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото Александра ГОРБУНОВА