Темы номера
Нелегальная работа должна стать экономически невыгодной. Как это сделать, размышляли участники круглого стола, за которым шла речь о влиянии теневого бизнеса на развитие экономики. Инициатива его проведения была поддержана администрацией Хабаровска.
Залезли в карман
Звучала тревога: теневой бизнес начал тормозить развитие экономики, требуются кардинальные решения на уровне федеральной власти. к примеру, объединившая легальных перевозчиков Дальневосточная ассоциация такси так и не сумела выдавить «бомбил» даже при помощи города и ГИБДД. Теневой бизнес — сверхприбыльный, и голыми руками его не возьмешь. для эффективной борьбы нужны сильные экономические рычаги.
Две тысячи машин-такси налетают на город, демпингуют и выдавливают местных перевозчиков. клиенту предоставляется «информационная услуга», нелегальному таксисту — заявка. Хозяева хорошо организованных так называемых федеральных сетей такси, как правило, обитают в Москве или в городах Сибири. Туда, естественно, уходят все доходы. сомнительно, что ими делятся с государством.
Масштабные «налеты» на местных коммерсантов становятся сущим бедствием и в других отраслях, к примеру, в микрофинансировании. Предприниматели Павел Сорокин, Александр Садков и другие считают, что бизнесмены в подобных случаях лишены всякой поддержки. Ситуацию надо менять. Не первый год твердим: любая организация должна платить налоги там, где ведет деятельность. Государству пора принимать решение. Экономика сама выбьет почву из-под ног желающих работать только на свой карман.
Грань взаимности
Ни для кого не секрет, что уходу в тень способствуют высокие налоги. По мнению уполномоченного по правам предпринимателей Олега Герасимова, как только они снижаются, бизнес поднимает голову. Кто-то выходит из тени, понимая, что дальше подвергаться риску невыгодно: закроют, оштрафуют, осудят. Гайки закручиваются — бизнес уходит в тень. Наша задача — найти грань, где предпринимательством заниматься интересно, выгодно и человеку, и государству.
На этой мысли заострила внимание участников круглого стола и заместитель генерального директора Фонда поддержки малого предпринимательства Юлия Сиротина. Дескать, в малый и средний бизнес приходит много людей, а выживает один из десяти. Важно сделать так, чтобы легальным предпринимательством было заниматься выгодно, а нелегальным — нет. Начинающим надо делать послабления. Платить 30 процентов отчислений от заработной платы работников плюс 20 процентов налога на прибыль — это нереально в первые два-три года существования предприятия. Пусть налог с прибыли будет не 20, а, к примеру, 5 процентов. В программу поддержки предпринимателей надо включить те субсидии, которые существуют и будут возвращать налоговые отчисления от заработной платы работников. только так можно увести от «серых» схем малый бизнес.
Как-то вскользь прозвучала мысль: а почему бы не снижать налоги бизнесу, успешно проработавшему, исправно отчисляющему налоги 10—20 лет? Возможно, в этом тоже есть зерно.
На шее у государства
— А с другой стороны, — убежден заместитель директора строительной компании «Ареал» Петр Перевезенцев, — пришло время заканчивать с таким предпринимательством, которое село на шею государству. Считаю: не сумел организовать бизнес, судья тебе один — банкротство. Думать надо о другом. Ни один нормальный предприниматель не выдерживает налоговую ставку 54,1 процента. Ввели 44-й закон о госзакупках. Изворачивайся, продавай товар по минимальной цене, а мы с тебя еще слупим больше половины налогов. В таких правилах игры нет выхода экономики из тени. Мы, наоборот, подталкиваем туда бизнес.
Что касается организации закупок, коллегу поддержал генеральный директор группы частных охранных предприятий «Дельта» Владимир Коваленко:
— Давно сотрудничаем с «Дальспецстроем». Раньше договоры заключались без проблем. Нынче альфа и омега котировок — цена. Смотрят только на нее. Приморчане умудрились выставить настолько мизерную, что о налогах и зарплате просто не может быть речи. Система госзакупок «благословила» их в тень. Здоровая конкуренция никому не нужна.
Говорилось и о том, что контроль и штрафы должны дополнять использование рычагов экономического характера, но ни в коем случае не доминировать. Махать шашкой надо осторожно и там, где это оправданно.
Наболело
По словам генерального директора ликеро-водочного завода «Хабаровский» Татьяны Лось, теневой сектор алкоголя практически не контролируется. Подвалы, притоны, продажа суррогатов — все это выливается в серьезные экономические потери для предприятия и государства. Ежегодно завод уходит в минус на 10—15 процентов по объемам производства и продаж. Не доплачиваем налогов. Выручают акцизы, но бюджеты они не спасают. Силовики контролируют работу легального алкогольного сектора, до теневого руки не доходят.
Контролировать, конечно, надо, но для этого требуются четкие правила игры, считает начальник отдела организации применения административного законодательства УМВД России по краю Владимир Примаченко.
допустим, не имеющий лицензии предприниматель пытается продать водку или пиво в остановочном павильоне, что категорически запрещено. Платит штраф 3 тысячи рублей, но при этом отдай ему тонны изьятого спиртного. Спрашивается, а почему эта алкогольная продукция не выводится из оборота и не утилизируется? Должна же быть норма: не по закону ведешь бизнес — все изымается. У нас ведь масса добросовестных, законопослушных предпринимателей, вызывающих уважение. Почему они должны страдать?
— Америку не открою, — заметил ведущий круглого стола Андрей Сухоруков, — нелегальной продажей алкоголя у нас занимаются оптовики, которые имеют официальные лицензии, торгуют нормальными брендами. Через них валом идет контрафакт. В Германии этого не позволят, карают нещадно.
Подлила масла в огонь и начальник отдела министерства экономического развития и внешних связей края Юлия Медведева. Не дело, заметила Юлия Викторовна, когда человек платит штраф 500 рублей и продолжает заниматься незаконной предпринимательской деятельностью. На недавней конференции края бизнесмены просили резко увеличить суммы и выйти с предложениями на федеральный уровень. Развиваться нелегалам должно быть экономически невыгодно.
Корень проблемы
Главный специалист управления экономического развития администрации города Сергей Павленко предложил разобраться, кто сегодня может контролировать бизнес, какие структуры. Кто вправе сделать контрольные закупки или поездки и привлечь к ответственности незарегистрированное лицо? Какой орган должен заниматься незаконным предпринимательством физических лиц?
в 1930-е годы был фининспектор, у которого стояла задача выявить спекулянтов. Сегодня физическими лицами практически никто не занимается. В этом корень проблемы. Вам никто не скажет, сколько в городе или крае оштрафованных за незаконное предпринимательство. Нет данных, сложности с доказательной базой подчас бьют по рукам даже силовикам. Нелегальная сторона живет как бы сама по себе. За круглый стол теневиков не посадишь.Давайте не забывать: уровень заработной платы в неформальном секторе экономики на 18—20 процентов ниже, чем при официальной занятости. Оно нам надо? Благодетели, как преподносят себя некоторые нелегальные предприниматели, таковыми не являются. Бой с тенью должен обострить желание добиться результата не только у законопослушного бизнеса и работников силовых ведомств, но и у нас, потребителей.
Петр МАЗУР, фото Александра СЕМЕНОВА