Самая счастливая
logo

Темы номера

Самая счастливая

Слово «мама» Евгения Покаместова слышит десятки раз в день, и каждый из восьми ее детей произносит его по-своему.

А она по интонации, особенным ноткам в голосе сразу понимает, все ли в порядке у ее ребенка: спешит он поделиться радостью или его гнетут неприятности. И не важно, сколько ему — 14 лет или один год. Семь дочерей и младший сын Ванечка — главное богатство Евгении и ее супруга Евгения Покаместовых.

Восемь раз мама

Так случилось, что встретились они, уже имея за плечами опыт семейной жизни.

— Я быстро поняла, что это надежный человек, рядом с которым тепло и спокойно, — делится Евгения. — А недостатки … Если ты дорожишь человеком и хочешь сохранить брак, придется смиряться, ведь идеальных людей не бывает.

Но это непростая задача — сделать так, чтобы всем таким разным было уютно в доме, чтобы каждый из детей чувствовал, что его любят, о нем заботятся, им дорожат. Постараться для каждого из детей найти нужное слово, выкроить минутку, чтобы посекретничать. И жизнь многодетной мамы расписана по минутам. На неделю она составляет график, и потерять его — как без рук остаться. Сашу надо отправить в художественную школу, Серафиму отвезти в спортивную, Дашу в музыкалку, потом на английский, Аню на балет, а Лизу на танцы. Еще и младшие со своими детскими болезнями и обязательными прививками, ежедневные уроки, стирка, глажка, готовка. Кажется, справиться невозможно. Но это не про Евгению Покаместову, ведь она ухитряется еще и в медколледже на вечернем отделении учиться.

Мечты сбываются

— Я с детства мечтала стать врачом, но после школы не сложилось, и как только представилась возможность, решила поступать. Так что я еще и студентка. И все благодаря дочкам и мужу, — замечает Женя. — Четыре раза в неделю на их плечи ложатся присмотр за младшими и приготовление ужина.

— А кто вкуснее всех готовит? — спрашиваю у девчонок, которые дружной стайкой окружили маму.

Они немного смущенно поглядывают то на нее, то на старшую из сестер — Александру.

— Саша лидирует, — с улыбкой замечает Евгения. — Я полезную пищу варю, а она вкусную, так, чтобы всем понравилось.

— Я, например, в борщ луковицу кладу целиком, — немного стесняясь, делится девочка. — А потом вынимаю. Вкус есть, а нелюбимого всеми лука нет.

И тут девчонки начинают наперебой рассказывать о том, как вместе чистят картошку, как по несколько раз на день заводили блины на Масленицу, как строго по графику убирают на кухне и моют посуду, как иногда ссорятся, а потом обязательно мирятся.

— Старшим, небось, больше всех достается? Хочется быть единственной у родителей? — провоцирую сестренок.

— Иногда очень хочется одной побыть, чтобы никто не отвлекал, не мешал, — решается на откровенность Саша. — Но это быстро проходит, вместе все же веселее. У меня тоже большая семья будет и такая же дружная.

Памятные аккорды

Большая и дружная семья — так и Евгения в юности представляла свое будущее. Дети в ней должны расти, окруженные родительской заботой и любовью, ведь ей самой этого так не хватало. Хотя, сначала все было замечательно. Ее родители познакомились на строительстве БАМа, и рождение дочери стало желанным событием в семье. Но в 10 лет девочка лишилась мамы, а два года спустя не стало и отца, сердце которого не выдержало разлуки. Следующие четыре года запомнились чередой опекунских семей в западной части России. Потенциальные родители принимали сироту в расчете получить в придачу трехкомнатную квартиру в Самаре. Когда же понимали, что ничего не выйдет, отказывались. Так и мыкалась девочка из семьи в семью, постепенно теряя веру в людей, добро и любовь.

— Я ходила в школу авторской песни, играла на гитаре, — вспоминает Евгения. — И одна бабушка, водившая туда своего внука, предложила мне записаться в школу спасателей, в которой педагог Юрий Устинов занимался с беспризорными ребятами. Так я попала в опекунскую семью Виктора Воронова, известного барда и замечательного человека.

Девушку с музыкальными данными захватил круговорот выступлений, конкурсов, фестивалей. А еще в семье всегда было много детей, их глава находил на улице, в подвалах и смело вел в дом, где они оттаивали душой. Там-то Евгения и поняла, что много — это здорово, весело, интересно. Кстати, и себя успела проверить в роли приемной мамы. Когда у нее уже подрастали старшие дочки, приемный отец попросил приютить подростка по имени Руслан. Женя его хорошо знала, а потому согласилась, ведь иначе мальчишку ждал детдом.

Дом там, где детский гомон

— Я была ненамного старше него, но как мама ходила на родительские собрания, проверяла уроки, — вспоминает Евгения. — Он окончил школу, женился, и у него все хорошо. Мы по-прежнему общаемся, хотя я и перебралась на другой край страны. Помогает мне и приемный папа. Дает дельные советы, поддерживает, а если бывает с гастролями в Хабаровске, обязательно к нам заглядывает и очень радуется нашему многоголосью. Да и я привыкла, что в доме детский гомон, и порой с тревогой думаю: а если дети разъедутся и внуки далеко будут? Мы же не сможем в тишине жить.

Семейные хлопоты и учеба отнимают много времени, поэтому многодетная мама с сожалением констатирует, что хотелось бы побольше времени уделять детям. Раньше по вечерам они частенько собирались в комнате и дружно пели под мамин аккомпанемент, заодно делились новостями, размышляли о жизни. Сейчас такие вечера выпадают редко. Пока малышей убаюкаешь да сказки расскажешь, уже все спят. Но не беда, вот отучится, и больше свободного времени появится. А пока Евгения особенно ценит минуты, когда в доме царит покой:

— Утром поднимаюсь часов в шесть, чтобы позаниматься, — задумчиво улыбается она. — А все спят, и такое умиротворение, блаженство на душе. Я пишу свои конспекты и понимаю, что самая счастливая на Земле… Только спать все время хочется. Но это поправимо.

На снимке: Евгения Покаместнова со своими детьми.


Нина ЖИГУНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)