Темы номера
Второй год в Хабаровске ведется планомерный отлов бродячих собак.
Занимается этой работой муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство». Главный специалист Аркадий Лапшин подтвердил, что отлов безнадзорных животных осуществляется согласно муниципальному контракту.
— На то, что собаки не дают прохода на улице или во дворе, население, как правило, жалуется в комитеты по управлению округами. Оттуда заявки по отлову животных поступают к нам, — рассказал Аркадий Андреевич. — Бригада уже с вечера планирует, по каким адресам поедет утром. Пойманных собак привозят в вольеры. Там их осматривает, вакцинирует и чипирует ветеринарный врач. К сожалению, стерилизовать не можем: нет условий, и в контракте эта процедура не предусмотрена. Через 12 дней бобиков вновь выпускают в ту же среду обитания, откуда привезли. В этом году нам нужно отловить чуть более 3 тысяч безнадзорных животных. Кстати, кроме нас в конкурсе не участвовало ни одно предприятие, желающих заниматься этой работой нет. Сейчас сами все и увидите.
Собаки понимают все
Перебрав заявки, бригадир Владислав Жарков (фамилия изменена) решил объехать ДОСы. Стая бродячих псов облюбовала двор поликлиники № 7, где буквально не давала проходу жителям микрорайона.
— Собаки, они же умные, — рассудительно замечает напарник Александр Седых (фамилия изменена). — Где их прикормили, там они и остаются, прекрасно понимая, что здесь не умрут от голода. Но стоит только одной проявить агрессию, как вся стая поддерживает недоброжелателя. И тогда уже люди не желают мириться с подобным соседством, начинают требовать убрать собак.
Около поликлиники хвостатых нарушителей спокойствия не обнаружили, зато напротив за киоском, свернувшись калачиком, лежал довольно крупный пес. Владислав быстро достал из кузова клетку, покрошил в нее колбасы и приготовился уже было закрыть дверцу, как с крыльца продуктового магазина раздался окрик: «Что ж вы, живодеры, делаете? Зачем ловите собаку, она местная и никого не трогает, а мы все ее кормим». Разгневанную женщину поддержали ее коллеги, не побоявшись оставить свои прилавки и выскочить на мороз без верхней одежды.
Бригадир, не вступая в дискуссию, молча закрыл клетку и поставил ее в машину. Отправляемся дальше по маршруту — в поселок им. Горького. Здесь на самой окраине за гаражами сердобольные горожане создали для бродячих животных почти идеальные условия: построили домики, разложили на земле старые диванные подушки и матрасы. Нарезав колбасу маленькими кусочками, Жарков вновь открывает клетку. Минута — и лохматый барбос смело заходит в нее. Вскоре поймали еще одного пса. Другие собаки тут же разбежались. А когда услышали из кузова УАЗа повизгивающих сородичей, начали огрызаться и нападать.
— По-другому не получается, — замечает Владислав. — Стоит поймать одно животное, как остальные тут же все понимают. Как-то приехали в район бывшей Березовской свалки, где одичавших собак по-прежнему много, отловили одну, так не поверите, в следующий раз они нам даже выйти из машины не дали, запомнили. Не можем произвести отлов и в Березовке, где собаки живут на автобусной остановке около школы. Там под лавками для животных лежат коврики, а детвора каждый день кормит своих хвостатых друзей. Попробуй начать отлов — крику сколько будет. Мы специально пораньше выезжаем, когда на улицах людей немного. За два года уже знаем, где обитают животные, в какие районы мигрируют и почему. Зимой они сбиваются в стаи где-нибудь около городских свалок и помоек, где легче прокормиться, летом перебираются на окраины, где не так жарко от асфальта.
Стоит ли винить власть?
— В нашей профессии, к сожалению, есть издержки, — не сдержавшись, добавляет Александр Седых. — Вы видели, как люди относятся к отлову? Сегодня они рьяно защищают животных, а когда те начинают кусаться, кричат, что виновата во всем власть, вовремя не изолировав их. Когда объясняем, что после поимки собака 12 дней живет в нормальных условиях, ее кормят, вакцинируют от бешенства, а потом отпускают, просто не верят. Неужели производим впечатление каких-то монстров? Да мы не преследуем цель обидеть братьев меньших. Только ни один из них, отсидев в карантине 12 дней, добрее не становится. А вот производить отлов все сложнее. Раньше использовали сети для поимки, снотворное, сейчас только металлические клетки. Но они тоже не очень удобны, и не всякая собака в них заходит. Недоработок много и в самом законодательстве.
Вот оно, счастье
За разговорами незаметно доехали до питомника, который находится на территории мусороперегрузочной станции «Северная». Стоило Владиславу повернуть ключ в замке, как раздался разноголосый собачий лай. Десять боксов, в каждом из которых по два вольера, приютили на ближайшие 12 дней 38 бездомных животных. Умей они говорить, то непременно отметили бы утепленные будки, мягкую лежанку из сена, чистую посуду и вкусный корм. Завтра приедет ветеринар, осмотрит новичков. Привитых старожилов отвезут туда, откуда забрали. Повторное счастье им впредь не улыбнется: если у вновь пойманного тузика обнаружат чип, его сразу же отпустят.
Небогатый улов за полдня — всего две собаки — бригада компенсировала после обеда, отловив еще пять животных. Придется в вольерах кому-то и потесниться на ночку-другую.
Кстати:
Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора