Святитель Иннокентий в судьбе Хабаровска (окончание)
logo

Темы номера

Святитель Иннокентий в судьбе Хабаровска (окончание)

(Окончание. Начало в номере за 5 февраля 2014 года)

Неизвестный храм

Сегодня хабаровчанам неизвестно и то, что еще в 1865 году благодаря хлопотам камчатского архиепископа в Хабаровке все-таки начали возводить новый храм. Вот как рассказывал об этом А. Протодиаконов:

«В 1865 году было решено, ввиду непрочности и малопоместительности храма, выстроить новый, значительно обширнее и на новом месте. Начались суждения о месте для сооружения храма. Все общество прихожан… указало на самый видный и возвышенный пункт на среднем из трех холмов, на которых расположена Хабаровка. Место прекрасное! Где найти строителей и откуда взять средства на постройку этой церкви? О предполагаемой постройке храма и затруднениях прихожан было известно как генерал-губернатору М.С. Корсакову, так и Высокопреосвященному Иннокентию, которые, по взаимному соглашению, все работы по постройке храма возложили на командира батальона Ф.Э. Пфингстена».

На заготовку материалов для возведения храма, по распоряжению Иннокентия, было выделено 1 200 рублей из церковных сумм. Зимой успели заготовить лес, но вскоре батальон переместили в Южно-Уссурийский край. В Хабаровке осталась лишь небольшая военная команда, в которой не нашлось ни одно опытного мастера, знакомого с каменными работами. Был заложен фундамент и уже возведены стены храма, как одна из стен дала большую осадку. Работы остановились. Жители Хабаровки попытались поправить дело с помощью генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова.

«Случалось тем летом проезжать мимо Хабаровки генерал-губернатору Корсакову, — писал А. Протодиаконов. — Местный священник о. Павел Громов передал ему о хабаровском горе, прося содействия к скорейшему окончанию постройки. Его Превосходительство сам лично осмотрел постройку, нашел все работы крайне неудовлетворительными… Пожурив командира поста, дал приказ немедленно разобрать стены, начать кладку нового фундамента для храма и в скором времени закончить его».

Стены разобрали за три дня, но из-за отсутствия опытных мастеров постройка храма так и не возобновилась. Заготовленный лес потихоньку сгнил, а камни из-под фундамента в 1883 году использовали на строительство здания Военного собрания… Заново храм в Хабаровке начали строить лишь в 1868 году, уже после отъезда архиепископа Иннокентия в Москву. В 1870 году он был освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского.

На «карте» путешествий

Но вернемся к тем далеким дням, когда камчатский архиепископ Иннокентий жил в Приамурье (в Благовещенске) и каждое лето на своем катере совершал путешествия по Амуру и Уссури. В этих путешествиях он вел путевые журналы, подробно — день за днем — описывая свои встречи с амурской паствой. Путевые журналы святителя – лучший источник для изучения начала церковной жизни в Приамурье.

На «карте» путешествий святителя Иннокентия Хабаровка занимала особое место. В 1863 году он побывал здесь дважды. Первый раз пробыл неделю (с 30 июня по 6 июля): совершил литургию, осмотрел церковь и вновь поставил вопрос перед губернатором П.В. Казакевичем о возведении нового храма в этом быстро растущем селении.

6 июля святитель Иннокентий отправился из Хабаровки вниз по Амуру, останавливаясь по пути в каждом селении. В путевом журнале Иннокентия остались интересные записи о его пребывании в селах Малышевском, Вятском, Сарапульском, что сегодня составляют пригород Хабаровска. Везде он встречался с жителями, прямо на берегу отправлял молебны с водосвятием, вел разговор о строительстве часовен. На обратном пути с Нижнего Амура в Благовещенск Иннокентий вновь побывал в Хабаровке: «29 июля, понедельник. В 7 вечера пришли в Хабаровку. 30, вторник. Из Хабаровки отправились в 11 часов…»

Объединила общая забота

Последний раз святитель Иннокентий побывал в Хабаровке в 1867 году, причем трижды. Это было его последнее путешествие по Приамурью, которым завершался почти полувековой путь апостольских странствий святителя. Маршрут был намечен большой. Святитель Иннокентий планировал спуститься по Амуру до Николаевска, отсюда на морском судне отправиться во Владивосток, Ольгу и другие южные порты, затем добраться до озера Ханка, откуда по Уссури вернуться в Хабаровку, чтобы дальше идти в Благовещенск.

30 мая 1867 года Иннокентий отправился на своем катере из Благовещенска и 15 июня прибыл в Хабаровку. Отсюда он в тот же день отправил телеграмму новому губернатору Приморской области И.В. Фуругельму с вопросом: можно ли будет из Николаевска пойти в порты Японского моря на каком-либо судне? Но на другой день пришел отрицательный ответ: судна для путешествия в южные порты не оказалось, вместо этого был предоставлен только пароход «Уссури» для перехода на озеро Ханка. Намеченный маршрут пришлось изменить: «Решившись отправиться во Владивосток по рекам и озеру, мы 16-го (июня) отправились на буксире парохода вверх по р. Уссури», — писал Иннокентий в путевом журнале.

Интересно, что почти в это же время (месяцем позже) и тем же маршрутом от Хабаровки до станицы Буссе по Уссури впервые прошел знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский. «Здесь на каждом шагу встречаешь роскошь и разнообразие, — писал он в путевом дневнике. — Особенно поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево, или грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой. Охотничья собака отыщет вам медведя или соболя, но тут рядом можно встретить тигра…»

Апостольские странствия святителя Иннокентия начинались на безлесных горах Алеутских островов, где самой большой «роскошью» был тонкий, как перо орла, тальник. Пройдя по тундрам Аляски, снежным пустыням Камчатки и Охотского края, якутской земле «подполюсного люда», он завершал свои путешествия в одном из самых необыкновенных по красоте мест России.

В этом же путешествии святитель Иннокентий вновь общался (правда, по телеграфу) с основателем Хабаровки Я.В. Дьяченко, служившим тогда командиром Новгородского поста. Теперь их объединила общая забота о первых переселенцах из Кореи. Одной из главных целей этого путешествия Иннокентия было знакомство с корейцами, которые в 1860-е годы начали переселяться в Приамурье. «Необходимо узнать обстоятельнее велико ли число переселенцев, обстоятельства, принудившие их оставить свое отечество, условия, на коих они поселяются у нас, и главное — достаточно ли будет одного священника в Посьете и для них, и для русских, там поселившихся», — писал он в своем путевом журнале.

В душе и сердце человека

Из-за отсутствия судов святитель Иннокентий побывал тогда лишь на озере Ханка, затем вернулся в станицу Казакевичево. Отсюда вечером 2 июля он снова прибыл в Хабаровку и сразу же, в три часа ночи, отправился на собственном катере вниз по Амуру. 8 июля на озере Болонь Иннокентий освятил первую миссионерскую церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, затем спустился на катере до Николаевска. Отсюда он отправился вверх по Амуру и по пути вновь, уже третий раз за лето, побывал в Хабаровке:

«5 (августа), суббота. Вечером пришли в Хабаровку, где мною получена почта из России. 6 (августа), воскресенье. Отправлял литургию с кратким поучением».

Любимым и частым предметом его бесед (судя по путевым журналам многих лет) была цель человеческой жизни. Замечательный учитель Церкви, он редко заранее готовил и редко записывал проповеди, предпочитая свободное, идущее от сердца слово. В письменном виде проповеди камчатского архиерея до нас не дошли, но тема смысла нашей жизни на земле пронизывает все его работы, созданные в более ранний период. Оставалась она основной и в беседах святителя Иннокентия со своей амурской паствой:

«Для чего человек сотворен? Для чего мы живем на свете? Вот важный вопрос, который мы должны делать себе как можно чаще».

Удивителен стиль этих бесед. Меньше всего они похожи на прямое поучение или сухое рассуждение. Это, скорее, размышления, раздумья над жизнью, к которым он приглашал своих слушателей. Не случайно в них так много вопросов, на которые каждый хоть изредка ищет ответ:

«Но в чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? Чего мы должны искать для нашего блаженства – богатства ли, чинов ли, удовольствий ли?..».

Святитель Иннокентий не стремился искусно подбирать высокие слова, «красных» речей избегал, но его простое искреннее слово несло живое дыхание веры, обладало большой внутренней силой. С таким словом он не раз обращался в скромной церкви Марии Магдалины к первым жителям Хабаровска.

Путевой журнал камчатского архиепископа Иннокентия за 1867 год оканчивается его записью о совершенной в Хабаровке литургии. Отсюда в тот же день, 6 августа, «в 3 часа пополудни отправились вверх по Амуру в Благовещенск, куда прибыли только 23-го числа в полдень». Так что одним из последних пунктов того громадного пути, что прошел Иннокентий за полвека своих апостольских странствий, был Хабаровск.

Татьяна ГЛАДКИХ,

фоторепродукции из архива автора



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)