Темы номера
В истории первых лет Хабаровска есть одна светлая страница, которая до сих пор, к сожалению, малоизвестна. Эта страница связана с трудами святителя Иннокентия (Вениаминова). В ту пору он был камчатским архиепископом, а ныне всем известен как апостол Сибири и Америки, причисленный к лику святых.
Каким был его вклад в судьбу Хабаровска? Обычно принято считать, что он благословил возведение первой церкви в Хабаровке, прислал сюда первого священника К. Коллегова и, возможно, освятил церковь во имя Марии Магдалины. Но это слишком неполные и неточные сведения. Вклад святителя Иннокентия в основание Хабаровска и духовную жизнь его первых поселенцев был гораздо более значительным и глубоким.
У истоков города
Камчатский архиепископ Иннокентий стоял у самых истоков нашего города. 28 июня 1858 года в Хабаровку прибыл генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский. В его присутствии по благословению архиепископа священник походной Николаевской церкви Усть-Зейского поста Александр Сизой (на фото) провел первый молебен в Хабаровке и освятил место закладки будущего города и его первого храма.
«…По велению и благословению архиепископа Камчатского Иннокентия я был послан с походною Николаевскою церковью из Усть-Зейского поста в Восточно-Сибирский батальон № 13, до местечка, рекомого ныне Хабаровкой, — рассказывал А. Сизой. — Остановились недалеко от утеса на берегу. В это время прибыл сюда на своем катере и генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, который, не медля, приказал расчистить небольшую площадку на среднем из холмов, на которых впоследствии расположилась Хабаровка. На этой площадке и совершено было благодарственное молебствие Господу Богу Триединому и освящено место для поселения. Исправив все требы в батальоне, я вернулся… в Зейский пост» («Камчатские епархиальные ведомости», 1894, № 19).
Так что первым священником Хабаровска можно считать Александра Сизого. Имя этого человека хорошо известно на Амуре. Он родился в Иркутской губернии, в 1848 году окончил Иркутскую духовную семинарию и несколько лет служил миссионером Николаевской походной церкви в Якутии. В 1857 году святитель Иннокентий назначил его первым священником Усть-Зейского поста (будущий город Благовещенск). Несколько лет Сизой был единственным священником на пространстве в 1600 верст, его многотысячная паства жила от верховьев Амура до устья Уссури (Хабаровка), и жизнь о. Александра протекала в постоянных разъездах по приходу. Именно поэтому еще в июне 1858 года со своей походной церковью он и появился в новорожденной Хабаровке. Александр Сизой не только освятил место закладки будущего города и храма, но и стал первым духовником его строителей. В самом Благовещенске о. Александр прослужил 43 года, до конца своих дней. Его труды были отмечены двумя орденами св. Анны, а главное — огромным уважением людей. Настоящий подвижник и труженик, он заслужил на Амуре народную любовь и благодарную память.
«Благословляю и я...»
От Благовещенска до Хабаровки — более 840 верст, и, конечно, для военных строителей нужен был свой пастырь. Уже в июле 1858 года святитель Иннокентий направил служить сюда священника из Николаевска Константина Коллегова. «Что же касается места для отправления богослужения, — писал Иннокентий приморскому губернатору П.В. Казакевичу, — то на первый раз оно может быть избрано в казарме. Но если найдется ныне или на будущий год построить там храм, то благословит Господь такое дело; благословляю и я построить сей храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины».
В 1858 году первые богослужения действительно проходили в обычной солдатской казарме. Спустя годы известный священник-миссионер Афанасий Протодиаконов рассказывал об этом так:
«Первою заботою вновь прибывшего батюшки было — найти место для отправления богослужений. Командующий батальоном Я.В. Дьяченко любезно предложил о. Константину одну комнату в казармах, наскоро построенных, которая и была убрана зеленью для отправления служб церковных. Трогательно было первое богослужение! Умилительное зрелище представляла группа усердно молящихся, закинутых судьбой в пределы Дальнего Востока. Вся юная Хабаровка, еще ничтожная по количеству населения, собралась к первому служению. Горяча, искренняя была молитва каждого… Смутное в то время понятие об Амуре, предполагаемые случайности заставляли «едиными устами и единым сердцем» взывать к Творцу Вседержителю о помощи. Первое служение благотворно подействовало и на о. Константина, который с сердечною радостью увидел свою паству в горячей восторженной молитве, обнаружившую лучшие свои душевные качества».
По благословению святителя Иннокентия жители (они же и строители) Хабаровки в 1858 году возвели часовню. Правда, А. Протодиаконов, которого можно считать первым историком церковной жизни в Хабаровске, утверждал, что часовню построили годом позже: «В 1859 году была закладка храма, небольшого, зато славного по усердию жертвователей и строителей».
Часовню построили на склоне горы у амурского берега — на том самом месте, которое освятил и где провел первый молебен А. Сизой. Для первых жителей Хабаровки она стала и символом России, и лучшим украшением их небольшого еще селения, и местом молитвенного единения.
До 1859 года Хабаровка входила в приход походной Николаевской церкви, которую возглавлял А.П. Сизой. В 1859 году здесь открылся самостоятельный приход. Приходским батюшкой служил К. Коллегов. В августе 1861 года его сменил священник Павел Прокопьевич Громов. Скорее всего, он был сыном известного историка церкви, протоиерея из Иркутска П.В. Громова — однокурсника и друга святителя Иннокентия. Павел Громов прослужил в Хабаровке более десяти лет, а в 1873 году его сменил Иоанн Гомзяков — выпускник Новоархангельской семинарии, созданной на Аляске камчатским архиереем Иннокентием.
Из путевого журнала
В свои путешествия по Амуру и Уссури в 1860 и 1861 годах святитель Иннокентий побывал в Хабаровке. Сложилось мнение, что в это время он и освятил церковь во имя Марии Магдалины. Но оно ошибочно. В своем донесении в Синод о путешествии 1861 года Иннокентий перечислил все освященные к тому времени храмы Приамурья, и хабаровского среди них не было. «Церквей, устроенных и освященных, по всему Амурскому краю в настоящее время пока только пять: 2 в Николаевске, 1 в Михайловском, 1 в Мариинске и 1 в Благовещенске», — писал он 16 августа 1861 года.
Но заботу о хабаровской пастве святитель Иннокентий действительно проявлял огромную. В начале 1860-х годов в Хабаровке жило около тысячи человек. Часовня, рассчитанная на сто человек, становилась все более тесной. К тому же, построенная на зыбком грунте и деревянном фундаменте, она начала разрушаться. Святитель Иннокентий не раз поднимал вопрос о строительстве в Хабаровке новой церкви. В путевом журнале Камчатского архиепископа Иннокентия за 1863 год осталась небольшая, но очень интересная запись о его пребывании в Хабаровке (он прибыл сюда 30 июня из станицы Казакевичево):
«2 июля, вторник. Отправлял литургию в Хабаровской церкви, и у литургии было довольно много народу. Здание здешней церкви, бывшей часовнею до 30 июня сего года, было построено из старого леса на непрочном основании и потому довольно уже ветхо и уклонилось к югу. Без капитальных поправок более 2 — 3 лет не простоит. Давно здесь предложено было выстроить церковь, и была к тому вся возможность, но бывший начальник здесь находящегося батальона, г. Дьяченко, все только обещал и тем кончил. Вновь писано мною об этом г. военному губернатору» (речь идет о губернаторе Приморской области П.В. Казакевиче — Т.Г.).
Судя по этой записи, 30 июня 1863 года и была освящена первая хабаровская церковь. Но освящал ли ее сам Иннокентий, точно сказать нельзя: в его путевом журнале об этом нет записей, да и прибыл он в Хабаровку именно в этот день, и уже в шестом часу вечера.
Татьяна ГЛАДКИХ,
фоторепродукции из архива автора
(Окончание следует)