Десять вопросов мэру
logo

Темы номера

Десять вопросов мэру

От первого лица

Десять вопросов мэру

На пресс-конференции, посвященной Дню печати, градоначальник Александр Соколов подвел итоги прошлого года и ответил на вопросы о планах администрации и перспективах развития Хабаровска на ближайшее будущее.

О пострадавших

— В Хабаровске сотни людей остались без крыши над головой. В этом году все должны получить квартиры. Это реально?

— Мы должны выполнить обязательства перед людьми, пострадавшими от небывалого наводнения. Сегодня 151 семья ждет своей очереди на получение благоустроенного жилья. Не скрою, проблем много, но мы ищем пути их преодоления. К сентябрю 2014-го основная часть вопросов решится, люди будут переселяться в новые дома поэтапно. Сегодня определяются строительные площадки, просчитываются объемы строительства. Мы ограничены в средствах, однако нашлись компании, которые готовы строить жилье по обозначенной цене — 30 тысяч рублей за квадратный метр, причем с отделкой. При этом средняя цена квадрата по городу — 71 тысяча рублей. Разницу в стоимости предприятия берут на себя, это добрая инициатива и мы благодарны этим компаниям. И хотя услуги строительных организаций предложены в небольшом объеме, дело сдвинулось.

Об островитянах

— Многие жители Большого Уссурийского острова вернулись в свои дома. Что их ждет?

— Количество людей, желающих остаться на острове, сокращается. В наших интересах убедить всех переселиться на большую землю. Оторванность от города — проблема, которую мост в районе Осиновой Речки не решает. Конечно, развитие этой территории будет, но не завтра. Если там останется хозяйственная деятельность, какие-то производства, о людях будут заботиться предприятия. В ином случае ответственность ложится на муниципалитет, а город не в состоянии обеспечить должный уровень жизни островитян. Подъем грунта, защита острова от наводнений — это решения федеральные, самостоятельно мы с ними не справимся при всем желании.

О реорганизации

— В прошлом году заговорили о сокращении административного аппарата и даже начали работу по реорганизации структуры муниципалитета. Она завершена?

— Проект реорганизации структуры администрации города был готов в 2013 году. Главная цель этой работы — исключение дублирующих функций в структурах, сокращение численности сотрудников. Но процесс приостановлен. Ждем, что в ближайшее время изменится законодательство в части муниципальных полномочий. Президент в Послании к Федеральному Собранию дал правительству ряд соответствующих поручений. Как только изменения с законодательство будут внесены, мы вернемся к этому вопросу.

Об аренде

— В городе резко повысилась стоимость аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Как вы это оцениваете?

— Руководители некоторых организаций поторопились делать заявления. Скажем, ЦИТ — субъект самостоятельно хозяйствующий, но там есть наш наблюдательный совет, без согласования с которым решения не принимаются.

Тем не менее положение вещей нужно оценивать трезво. Край давно перешел на рыночные ставки арендной платы. Но ситуация, когда цена аренды держится на уровне 200 рублей за квадратный метр, а арендатор сдает ее в субаренду за 1 500, согласитесь, абсурдна. Так что мы будем поднимать цены, приближаясь к рыночной стоимости, но постепенно, резкого скачка не произойдет.

О справедливости

— В Хабаровске земля стоит одинаково и в центре, и на окраине. Бизнесу выгоден центр: здесь и проходимость больше, и клиентов больше, а налог такой же, как на самых задворках, да и стоимость аренды одинакова. Разве это справедливо?

Думаю, должна быть дифференциация. Когда проводилиоценку, единицу кадастровой стоимости сделали одинаковой на всей территории города — и в Березовке, и на Центральном продовольственном рынке. И хотя это не наши полномочия, именно нам пришлось корректировать перекосы, искать выходы, придумывать, как поддержать бизнес. Нам нужно разграничить по рентабельности территории города, определиться, где сколько стоит аренда земли. Мы должны выравнивать условия для предпринимателей, решать вопросы земельных отношений.

Об очистных

— Стоимость очистных сооружений — более 11 млрд рублей. Город сам будет продолжать их строить или надеемся на софинансирование?

— Это программные задачи, самостоятельно такую стройку нам не вытянуть. Будем работать над тем, чтобы нас поддерживали и правительство края, и министерство регионального развития. Но в любом случае останавливать строительство нельзя, остановка — тупиковый путь. Если возникнут проблемы, будем находить пути решения, брать кредиты. Наша задача — выйти на 100-процентную очистку стоков в Хабаровске. Программа рассчитана до 2018 года и, уверен, мы ее выполним.

О переходах

— Планы строительства переходов уже перешли в стадию реализации или по-прежнему остаются планами?

— Окончательные решения не приняты. Хабаровские проектировщики предлагают нам очень дорогостоящие варианты. Сегодня мы работаем с зарубежными проектировщиками, зарубежными инвесторами и, возможно, заключим договоры с зарубежными подрядчиками. Они практически в два раза могут снизить общую стоимость по сравнению с местными предложениями. Наша задача — создать не шедевры современного зодчества, а функциональные подземные переходы. Они должны вписываться в ландшафт города, не уродовать его облик. Рассматриваем различные предложения для того, чтобы переходами могли пользоваться маломобильные группы населения. Например, подъемные площадки, которые приводятся в движение по карточкам с индивидуальными чипами.

О перекрытиях

— Строительные работы на хабаровских дорогах всегда создают множество проблем, а у нас и без этого пробки. Чего ждать горожанам?

— Разрабатывается схема, по которой движение будет ограничено на самый короткий период. Проблему постараемся решить за счет временных металлических конструкций, организации объездных путей и так далее. Сейчас изучаем подобный опыт других стран. Переходы нужно строить, без этого не обойтись. Но пока не будет выработан механизм, по которому время перекрытия дороги сведется до минимума, к работе не приступим. В любом случае надеемся на понимание горожан — и пешеходов, и автомобилистов.

О парках

— Когда приведут в порядок и парк «Динамо»? С тех пор как территория перешла в краевую собственность и стала особо охраняемой, прошли годы. И по-прежнему здесь стоят бараки, деревянный туалет и открытая выгребная яма.

— Все понимают: статуса муниципальной охраняемой зоны вполне достаточно, чтобы эта территория развивалась и стала украшением города. В наших интересах и в наших силах сделать парк «Динамо» уникальным уголком отдыха. И уже есть подобные примеры — некогда заброшенная территория превратилась в красивейший парк «Северный». Неужели кто-то считает, что если нам будет позволено войти в парк «Динамо», мы его угробим? Ту часть территории, которая была в нашем ведении, мы уже благоустроили, посадили более 1 000 деревьев. Как только будет принято соответствующее решение, мы максимально быстро решим все вопросы и получим один из лучших парков России.

Об инвесторах

— В экономическая политике администрация города делает акцент на привлечение инвесторов. Какова предпочтительная география инвестиций и какие меры необходимо предпринять для привлечения российских и зарубежных инвесторов?

— Спектр интересов иностранных инвесторов разнообразен: от развития производств до социальной сферы, коммунальных структур, переработки мусора. Чему отдаем предпочтение мы? Нам нужен логистический* центр. Мы три года добивались получения земельного участка для этой цели, получили, нашли инвестора, и тут случился кризис. Остались без центра. А его создание поднимет и статус города, будет больше возможностей для развития экономики, вливания в бюджет. По вопросам логистики сегодня предложений нет, но мы их ищем.

Нужны инвесторы для развития гостиничного комплекса, строительной индустрии. Хотелось бы, чтобы появились современные производства, не занимающие больших территорий и не нарушающие экологию. Мы готовы поддержать инвесторов из Северной Кореи, которые хотят открыть ресторан Пхеньян. Это все небольшие инвестиции, но и они работают на развитие Хабаровска.

Отечественные инвесторы предлагают вложение в развитие инфраструктуры, и здесь нас прежде всего интересует строительство объездной дороги.

Очень портят инвестиционный климат земельные отношения. Специалисты мирового уровня отметили абсолютно неудовлетворительный порядок в этих вопросах. В городе строилось бы в разы больше, если бы по три года не уходило на отведение земли.

*Логистика — организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, создание инфраструктуры товародвижения.

Подготовила Елена ТИХОНОВА,

Фото Александра СТУДЕНИКОВА



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)