Дорогу осилит идущий
logo

Темы номера

Дорогу осилит идущий

На итоговой встрече с журналистами в 2013 году (ГТРК «Дальневосточная») мэр Александр Соколов говорил о наиболее важных для хабаровчан аспектах жизни города.

Стихия подмыла бюджет

Бюджет 2014 года принят с максимальным дефицитом 10 процентов. Впервые с дефицитом исполнен бюджет 2013 года (6,7 процента). Долговые обязательства — почти 500 млн руб. — переходят на 2014 год. Жизнь в долг не наш метод, но в августе пришлось использовать кредитование: небывалое наводнение потребовало колоссальных затрат. Без этого справиться с ситуацией было невозможно. В 1984 году уровень Амура достиг 619 см, а последствия преодолевали более 10 лет. В этом году река поднялась выше на 189 см. Под затопление попадало почти 10 кв. км территории Хабаровска. В зоне подтопления оказались 715 домов с населением 17611 человек. Было возведено почти 24 км водозащитных сооружений, на их строительстве работало более 7,5 тыс. единиц дорожно-строительной и подъемно-транспортной техники. Мы брали кредиты, не дожидаясь каких-то решений сверху, действовали по обстановке. Важно, что городское хозяйство работало устойчиво и без перебоев, а отопительный сезон начали даже раньше обычного. К сожалению, нельзя сказать, что жители затопленных районов откликнулись, когда пришла пора разбирать завалы, устранять последствия стихии. Городские службы работали, горожане только наблюдали.

За счет собственных резервов

Хабаровск собирает более 65 млрд руб. налогов в год. Из этих денег в муниципальном бюджете остается 5 млрд 800 млн, то есть менее 9 процентов. Многие мои коллеги удивляются: как так, не может быть! Но цифры именно таковы. Мы эффективно используем каждую копейку. Это не просто слова: Хабаровск ежегодно отмечается Министерством финансов РФ, занимает первые места в смотрах-конкурсах на лучшее управление финансами.

Как это удается? За счет оптимизации системы управления, развития частно — муниципального партнерства. И, не скрою, за счет работы с предпринимателями по вопросам благоустройства, освещения.

Но бесконечно это продолжаться не может. Последние два года стали очень сложными для бюджета города. Каждое изменение полномочий сопровождается практически двойным изъятием средств по сравнению с расходами, которые несмуниципальный бюджет. Например, здравоохранение обходилось городу в 900 млн руб. При передаче полномочий на государственный уровень управления нормативными актами по доходам изъято 1 млрд 820 руб. По дополнительному образованию в бюджете города на 2014 год запланировано 588 млн. руб., изымается 1 млрд 661 млн руб. В дополнение к этому с 50 до 10 процентов уменьшилась сумма, которая нам возвращалась после сбора транспортного налога.

Ответственность без полномочий

Мы ведем мониторинг 16 городов Дальнего Востока и Сибири, и Хабаровск в этой линейке находится на 12-м месте (сложнее обстановка только в Биробиджане, Чите, Омске и Благовещенске). Уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя в нашем городе составляет 18,6 тыс. руб., тогда как в других — до 40—50 тыс. руб. Это тупиковая ситуация. Нельзя бесконечно работать над оптимизацией расходов. Недавно на коллегии разговор шел о направлениях, которые мы ведем вне полномочий. Экология, обеспечение правопорядка, организация работы с населением, соцзащита и многое другое — ну как можно сбросить с плеч эти заботы? Хотя средства, штаты у нас забрали.

Если мы хотим иметь сильную и деятельную власть на местах, нужно отлаживать механизм управления, совершенствовать законодательство, дать местному самоуправлению полномочия и рычаги влияния. Радует, что эта проблема начала разрешаться. Президент в Послании к Федеральному Собранию заострил внимание на несоответствии объема ответственности местных властей и их финансовых возможностей и дал ряд поручений правительству. Надеюсь, в 2014 году ситуация изменится.

Молодежи нечем заняться?

Нужно любить свой город, ценить то, что имеешь! Когда говорят, что нашей молодежи негде провести досуг, это неправда. Не десятки — сотни объектов сданы для молодых. Если сейчас проехать по спортивным зимним площадкам и сооружениям, вы там почти никого не увидите. А спросите молодого человека, он ответит, что некуда пойти, нечем заняться. Ну вот иди, занимайся! Не разрушай парк, не ломай пальцы старушке Шапокляк на прудах, займись спортом! А сколько у нас молодежных кафе, интернет-кафе, какие прекрасные кинозалы, досуговые центры! Сколько бассейнов, стадионов, спортивных комплексов!

Сейчас уже стали появляться тур-визы из других городов в Хабаровск. И не только на праздники, а просто на выходные. Едут из Комсомольска-на-Амуре, из Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского. Значит, у нас есть точки притяжения. Нам бы еще кусочек моря!

Отдых у воды

Я поставил на коллегии вопрос: нужно находить средства в бюджете на организацию зон отдыха у воды. Бизнес не в состоянии развивать эту индустрию. И не потому, что не хочет. Его один налог на землю разорит. Только взял в аренду кусочек берега Амурской протоки, навел порядок, завез песок, а ему 25 млн налога насчитали. Ну как так можно! И разве он станет развивать эту территорию? А мы не можем ему помочь, законодательно не можем! Горожане недовольны, а как объяснить, что это вышло из наших полномочий и, значит, из зоны ответственности? Дадут права местному самоуправлению, наведут порядок в вопросах землепользования, все будет иначе.

Кто придумал пробки

В Хабаровске зарегистрировано 220 тыс. автомобилей, и каждый год их становится больше на 20 тысяч. Дорожная инфраструктура изначально была рассчитана на другой объем транспорта, еще 15 лет назад всех все устраивало. И тут появляется такая масса личных автомобилей!

В последние годы построены десятки дорог, в городе почти 1 050 км дорожной сети. И вот проблема: начиная строительство, получаем массу проблем: не то и не так строим! Критиканов немного, но кричат они громко, и их хорошо слышно. Правда, потом, когда сдаем объект, я приглашаю на трибуну всех оппонентов: пожалуйста, вам слово! Молчат!

Хотелось бы сделать все и сразу, но у нас нет таких средств. Нужно строить семь узловых развязок. В планах строительство нескольких подземных и надземных переходов, в том числе на перекрестке улиц Карла Маркса и Дикопольцева. Заранее знаем, сколько будет шума, ведь движение придется ограничивать. Нам очень нужны терпение и понимание горожан.

Необходима объездная дорога, но это федеральная забота, хотя головная боль наша, ведь транзитный транспорт идет через город. А пока нет объездной, мы предлагаем реконструкцию проспекта 60-летия Октября, свяжем его с Воронежской и Трехгорной, будет скоростная магистраль.

И еще важный момент: если мы хотим жить цивилизованно, нужно повышать уровень ответственности, требования к водителям, культуру вождения. Это касается и парковки в неустановленных местах, и агрессивного вождения.

Незаконные постройки

У местного самоуправления практически нет рычагов борьбы с недобросовестными застройщиками. Обращаемся в надзорные органы, инициируем рассмотрение дел в судах, вот и все. И дело не в том, что кому-то в администрации не нравятся несанкционированные здания. Мы действуем в интересах жителей. Вот смотрите: сегодня нужно проектировать строительство развязки на ул. Воронежской, а там вне всяких правил застройки, без согласования, без оглядки на планы города и правила градостроения выросли здания. Как мы можем расширять дороги? И владелец еще надеется, что мы это все будем выкупать по рыночной цене. Не будем!

Очень плохо, что существует масса лазеек для ловкачей. Готовят мошенническим способом документы, несут в регистрационную палату, и проверить каждую бумагу невозможно. Регистрируют здание как двухэтажное, а оно оказывается шестиэтажным, регистрируют вне красных линий, а оказывается на красной линии. Но мы будем с этим бороться, и уже есть первые судебные решения.

Дорогое жилье

Средняя цена жилья по городу — 71 тыс. руб. за кв. м. При этом коммерческая стоимость — 120 тыс. Более доступное жилье у муниципальных строителей (48 тыс. руб. за кв. м.) — это ресурс местной администрации. Стараемся работать с застройщиком, у которого площадки под строительства наиболее выгодны в плане затрат, следим за себестоимостью, контролируем расходование средств, используем более экономичные строительные материалы, развиваем собственную строительную индустрию.

Не секрет, что квартиры впрок покупают жители других городов, риэлторы квартиры скупают буквально оптом. Если посмотришь вечером на дома, которые сданы еще два года назад, увидишь очень много темных окон, и это самая показательная статистика. Получается, что вроде и достаточно на рынке жилья, а его все равно не хватает. Конечно, это говорит о привлекательности Хабаровска. Но как сделать жилье более доступным? Нужно больше строить. Если скупленные квартиры не будут реализованы год, два, три, все придет к тому, что цена станет справедливой.

Самые значимые объекты 2013-го

Во-первых, это детские сады. Практически решена одна из главных проблем последних лет. Всего сдали пять садов, из них три при поддержке края. Но эту программу не сворачиваем: рождаемость растет.

Крупнейшие наши стройки — Тунгусский водозабор, вторая очередь городских очистных сооружений питьевого водоснабжения (мечта горожан 45-летней давности!), вторая очередь канализации.

Сдано множество социальных объектов. Спортивные комплексы, стадионы, культурно-развлекательные центры с парковыми территориями, дорожная сеть. Не бросаем мы объекты, обреченные на разрушение. Например, ДК «Дальдизель», который мы реконструировали, теперь это красавец!

Очень актуальны вопросы развития инфраструктуры. Хабаровск, завершив начатые проекты, станет одним из немногих городов России с инфраструктурой, которая обеспечивает развитие.

У нас есть Правила градостроительства, землепользования, есть Генеральный план развития города и План стратегического развития. Инвестору легко ориентироваться, он может приходить и работать. В то же время все специалисты мирового уровня отметили абсолютно неудовлетворительный порядок в вопросах земельных отношений. Строилось бы в разы больше, если бы по три года не уходило на отведение земли. Вот мы столкнулись с тем, что нужно строить площадь города воинской славы. Год не можем решить земельный вопрос!

Дел впереди очень много. Да, средств не хватает, и никогда не будет хватать. Но дорогу осилит идущий.

Подготовила Елена ТИХОНОВА



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)