Темы номера
Так говорят супруги Николай Михайлович и Нина Андреевна Ашихмины, начиная свою историю.
Да и как могло быть иначе. Оба пришли на ТЭЦ, когда она только строилась, участвовали в запуске первого котла и больше места работы не меняли. Познакомились они 22 декабря в День энергетика, поженились в день, когда Хабаровск праздновал 100-летие, и вдвоем проработали на теплоэлектростанции 100 лет.
Стать энергетиками не мечтали
Николай Ашихмин мальчишкой вместе с родителями приехал в Хабаровск из Алтайского края еще в середине 30-х годов прошлого века. Его дед работал на лесопильном заводе, который располагался в месте впадения Плюснинки в Амур. Оттуда и началось его знакомство с Хабаровском. Учился в школе № 2, потом в ремесленном училище № 5, работал и даже представить не мог, что там, куда ходит за лесными орехами, когда-то вырастет целый микрорайон под названием Пятая площадка. В 1953 году старший брат, трудившийся на строительстве будущей ТЭЦ-1, предложил ему работу кочегара энергопоезда, и Николай согласился.
— Энергопоезд — это электростанция на колесах, — вспоминает Николай Михайлович. — Изготовлен он был в Америке по заказу СССР для обеспечения электроэнергией удаленных строек. Помню, утром 28 сентября 1954 года мы пришли на вахту, и дежурный инженер торжественно сообщил: «Ребята, готовьтесь, сегодня на ТЭЦ будет запуск оборудования для прокатки».
Многие из тех, кто строил теплоэлектростанцию, прошли переобучение и остались на ней работать. Николая Ашихмина приняли дежурным слесарем в котельный цех.
В сентябре 1953 года в дирекцию строящейся ТЭЦ пришла и Нина Андреевна. Жила она неподалеку, в Южном поселке на ул. Гастелло. Вообще-то, она мечтала стать педагогом и даже поступила в педучилище, вот только семейные обстоятельства вынудили бросить учебу и работать. Окончила курсы секретарей-машинисток и сразу секретарем к директору — Алексею Михайловичу Владимирову.
— Я очень переживала, волновалась, получится ли у меня, — делится Нина Андреевна. — Но меня там приняли тепло, как-то по-отечески, вот я и осталась на целых 60 лет. Через год начали комплектовать группы для обучения работников в цеха, я тоже планировала пойти учиться, но мне предложили попробовать себя в бухгалтерском деле. Помню, засомневалась, «Смогу ли я?». «Сможешь!» — уверенно ответила главный бухгалтер и не ошиблась.
Новая ТЭЦ мало напоминала сегодняшнюю, всего один котел поставлял воду и тепло в квартиры горожан, и всего одна труба возвышалась там. Росла и развилась станция при непосредственном участии четы Ашихминых.
Росли вместе со станцией
Исполнительному и трудолюбивому Николаю вскоре предложили ответственную должность машиниста котла. Он внимательно изучил инструкции, затем сдал экзамен начальникам цеха и смены, две недели дублировался, и только после этого инспектор котлонадзора допустил его к самостоятельной работе машинистом котла.
— Работа посменная, график скользящий, и твоя задача — регулировать горение в топке, соблюдать параметры, чтобы агрегат обеспечивал станцию паром, — рассказывает Николай Михайлович. — Сначала на обслуживании машиниста находились два щита, управлявшие двумя котлоагрегатами, потом их стало уже три, и ввели должность помощника машиниста. Работали и в выходные, и в праздники. Праздничные вахты были очень ответственные, потому что на ТЭЦ в это время только дежурная смена, и невозможно допустить никаких сбоев.
— В поселке энергетиков шутили, что жены машинистов тоже вахту несут, — добавляет его супруга. — Ведь если муж на смене, то и тебе не до праздников. Хотя мне и своих забот хватало. Приходилось трудиться, при этом постоянно повышать уровень своих знаний.
Курсы, дополнительная литература, а также работа поочередно во всех бухгалтерских группах дали необходимые опыт и знания, которые и позволили Нине Андреевне в 1977 году стать заместителем главного бухгалтера. Четыре года спустя она заняла должность главного бухгалтера ТЭЦ-1, в которой проработала больше десяти лет.
В памяти только хорошее
— А хозяйство было немаленькое, ведь кроме станции, на которой трудились полторы тысячи человек, два дошкольных учреждения, пионерский лагерь, дом культуры и даже свинокомплекс, — продолжает она рассказ. — Вот сижу, вспоминаю, а в памяти только хорошее. Какие замечательные праздники проходили в доме культуры, а на субботниках мы территорию ТЭЦ засадили плодовыми деревьями. Потом собирали вишню, яблоки, груши и передавали в детские сады.
— А бывало, зимой заметет пути, и уголь к станции подвезти не могут, — добавляет Николай Михайлович. — Директор лично с просьбой к работникам обратится, и мы после смены — на расчистку или разгрузку угля. А еще на субботники в пионерский лагерь ездили, свой поселок благоустраивали. И все успевали, на все сил хватало.
Каждый из четы Ашимхминых, случайно придя на ТЭЦ, нашел здесь свое призвание, достигнув совершенства в своем деле. Неслучайно в 1970 году Николая Михайловича откомандировали в распоряжение Главзагранэнерго в Москву, откуда направили в Монголию — помочь монгольским друзьям запустить и освоить ТЭЦ, построенную советскими специалистами. И даже в сложнейшие времена перестройки супруги продолжали трудиться на своих местах, не сетуя на задержку зарплаты и прочие трудности.
Кстати, оба сына Ашихминых тоже некоторое время работали на станции, но потом жизненная дорога увела их в другие города, где сегодня у Николая Михайловича и Нины Андреевны уже четыре внука и внучка. В этом году супруги отметили 55 лет со дня свадьбы и в подарок от администрации города получили почетную медаль «За любовь и верность», причем верность не только друг другу, но и станции, которая соединила их на всю жизнь.
Нина ЖИГУНОВА,
фото автора