Темы номера
Салават Сулейманов, председатель Совета краевой общественной организации «Ассамблея народов Хабаровского края»:
— Толерантность или терпимость — это как дорога с двусторонним движением. Если мы не слышим друг друга, происходит социальный взрыв. Так случилось в московском Бирюлеве, где не учитывались интересы сторон и особенно местных жителей. Со школьной скамьи нужно рассказывать детям о традициях народов, учить их чтить культуру других наций. Неправда, что проблем раньше не было. В советское время их замалчивали, а любые попытки недовольства уничтожали на корню. Проблемы никуда не денутся, и властям нужно объективно оценивать обстановку. На мэров возложили ответственность за межнациональный климат, потому что проблема отношений действительно назрела.Василий Салкин, судья Индустриального районного суда Хабаровска:
— Конечно, пора наводить порядок. Но отвечать за мигрантов должен не мэр, а те, кто нанимает их на работу. Квоты должны быть в пределах разумного, а не безграничны. Пусть остаются приезжие, которые честно трудятся, работают и живут на общих законных правах, а к тем, кто совершает преступления, закон должен быть суров.А вообще, мы разучились по-человечески относиться друг к другу. Но и мигранты должны понимать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Раз приезжаете к нам — уважайте наши правила.
Петр Рыбаков, начальник ОГИБДД по городу Хабаровску:
— Миграцию трудно контролировать. Возьмем Европу: пыталась противиться и, как видите, безуспешно.На мой взгляд, не стоит всех «понаехавших» стричь под одну гребенку. В городе среди водителей-мигрантов хватает нарушителей правил, есть и те, кто крутил баранку еще в советское время. Если приезжий делает свое дело достойно, то почему ему нельзя трудиться? И русские встречаются те еще лихачи и любители порулить в нетрезвом виде.
В России есть хорошие законы, но они плохо работают. На мой взгляд, нет смысла сбрасывать ответственность на мэров. Для чего тогда работают миграционная служба и другие контролирующие органы? Уверен: каждый должен заниматься своим делом.Хамза Кузнецов, имам-ахунд, местная мусульманская религиозная организация «Махалля-Аль-Фуркан»:
— Конфликты вызваны междоусобицами и подковерными играми во властных структурах. Кто-то использует межнациональную рознь в своих целях, порой даже попустительствуя им, как в Бирюлево.
Помните, какая в советское время была пропаганда? Узбек и таджик ассоциировались с экзотикой и арбузами, а грузин — с шашлыками. Оттого и не возникало страха или опасения, как сейчас. С тех времен в России это исчезло: нет государственных институтов, которые занимались бы межнациональным миром. Потому изменилось и общество, которое само по себе склонно к ксенофобии. Молодое поколение выросло на лозунге «Россия для русских». Реанимируйте институты, которые занимались воспитанием, дайте толерантности статус закона — тогда не останется вопросов.Вера Архипова, председатель региональной Ассоциации школьных учителей истории и обществознания Хабаровского края:
— Свобода каждого человека имеет границы. С толерантностью так: те, кто не понимает доброго отношения, посягают на чужую свободу. Тут должны включаться механизмы, основанные не на доброй воле, а на законе. Там, где не работают законы, толерантности делать нечего.Хамза Кузнецов:
— Дальний Восток — взрывоопасный регион. Что удерживает нас от конфликтов? Сильное духовенство. Власти стоит быть на короткой ноге с православной церковью и мусульманскими организациями. Будут решены религиозные проблемы — сойдут на нет национальные. Моя задача как наставника — направлять в нужное русло тех, кто приезжает из мусульманских стран, нести мир и уважение к русским. Вы не представляете, сколько нужно усилий, чтобы мигранты сохранили в России свою веру, не обрусели.Есть идеи создать гетто или анклавы для мигрантов. Им это удобно: по утрам доставляют на работу, вечером привозят, нет волокиты, проблем с жильем. С точки зрения стратегической, наоборот, плохо: они не узнают богатой русской культуры и уедут с чувством неприязни к России.
Салават Сулейманов:— Я противник отдельного, замкнутого поселения мигрантов. Закрытые общины не позволяют людям адаптироваться, там царит бесконтрольность со всеми вытекающими последствиями. Компактное проживание — да, но открытое для общения и контроля.
Думаю, процессы, которые мы видим сейчас, неизбежны. Выходцы из стран СНГ приезжают сюда, они не всегда образованы, не знакомы с дальневосточной жизнью. Какие условия создаем для них? Почти никаких. Тому, кто берет на работу мигрантов, надо бы позаботиться о бытовых условиях людей, обучении их языку и традициям.Юрий Березуцкий, уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае:
— Почему сегодня национальная тема особенно остра? Потому что каждый день мы видим выходцев из стран СНГ, которые работают на улице, стройке, в магазинах, на транспорте. На одной чаше весов оказывается страх, что их становится больше, а на другой — понимание, что они выполняют то, на что мы не согласны. Чтобы одна из половинок не перевесила — к этому должны стремиться общество и власть. Как? Установить правила игры: соразмерное число квот, контроль за их соблюдением, пресечение попыток экстремизма, знакомство с культурой других народов и воспитание уважения к традициям.В молодости я учился с выходцами из дружеских республик, ездил по Советскому Союзу. Все были своими, родными. Я и сейчас с удовольствием знакомлюсь культурой народов. Без опаски и страха хожу на национальные праздники. Ведь в традициях люди раскрываются, и, поверьте, нам есть чему поучится у них.
Один в поле не воин, мэр всех проблем не решит. Если взвалить груз ответственности только на одного человека, появится желание бросить в него камень, мол, это вы допустили. Нельзя забывать про общество, которое должно понимать и принимать правила игры.
Хамза Кузнецов:
— В том, что межнациональные вопросы возложат на мэров, есть плюсы и минусы. Минус в том, что конфликты, которые возникли на бытовой почве, станут называть национальной рознью. Кто-то, чтобы насолить действующей власти, воспользуется этим в своих целях. А плюс — наконец, к этой теме проявят должное внимание.Салават Сулейманов:
— Большая ответственность лежит на представителях четвертой власти — журналистах. Любая неверная трактовка ранит: например, когда происходит автоавария с участием выходца из бывшей союзной, как правило, азиатской республики, обязательно делают акцент на его национальности. Но разве в этом причина аварии? Надо быть не только объективным, но и деликатным.Вера Архипова:
— Мы живем в эпоху глобализации, которая соединяет всех в единое человечество, но не устраняет различий между людьми. Именно они — национальные, религиозные и другие — являются почвой для большинства конфликтов.Современные ученики трактуют толерантность по-разному. Некоторые считают, что только их все должны понимать, к ним относиться с уважением, их убеждения принимать и поддерживать. Научить их понятию толерантности, объяснить, что это не вседозволенность, непросто. Как можно донести это до ребят, если в наших учебниках две трети содержания занимают военные конфликты. Получается, что история человечества и нашей страны — сплошь войны. А ведь это не так. Нужно, чтобы в учебниках было больше о культуре, о созидании, а не о разрушении. К примеру, в проекте концепции единых учебников по истории делается акцент на формирование уважения к личности человека и его достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий:
— Причина межнациональных конфликтов - в душах и сердцах людей, и имя ей — безверие. Девятьсот лет православная церковь воспитывала наш русский народ в вере Христовой. Каждый человек, учила она, несет в себе образ Божий, каждый достоин любви, к каждому необходимо с любовью относиться. И ее многовековой труд увенчался необыкновенным результатом: возникло государство, где под покровом единой православной церкви вполне мирно жили, развивались народы и этносы иных вероисповеданий — ни одного конфликта на межконфессиональной почве. Лучшего ответа на ваш вопрос не существует. Его истинность проверялась столетиями.
Милости просим тех, кто хочет жить и трудиться в нашей России, рады каждому, тем более что пространства у нас огромные, а населены слабо. На Дальнем Востоке, к примеру, который составляет треть страны, проживает всего пять процентов населения. Села заброшены: работать некому. Но каждый такой человек должен знать и уважать обычаи, традиции народа, среди которого собирается жить. Знать и уважать нашу историю и культуру. С этой целью Русская православная церковь совместно с региональными властями проводит обучение мигрантов, сама деятельно занимается таким обучением.
Однако и наши соотечественники, россияне, должны знать и чтить свою культуру и историю не меньше. Как будет вести себя в России иностранец, если увидит, что мы сами глумимся над своими же святынями, своим поведением порочим достоинство русского человека? Потому так необходим в школах курс основ православной культуры. Особенно после семидесятилетнего периода атеистического диктата.
Вера Архипова:
— Нельзя делить друг друга на людей первого и второго сорта, нужно уважать права и свободы граждан. А новейшая история пестрит фактами нетерпимости. И самый ужасающий пример — холокост. И посмотрите, как причина геноцида была обоснована: они другие! Вспышки конфликтов различных религий и национальностей — опасный симптом. Нетерпимость мусульман к «неверным», споры о том, чей бог «правильный», агрессия и призывы к религиозной борьбе — прямой путь к войне и геноциду.
Юрий Березуцкий:
— Дальний Восток как плавильный котел. Исторически здесь столько смешалось: русские, украинцы, коренные малочисленные народы. Многие говорят: «Я русский». А какой? Если копнуть, то все мы — смесь из разных народов, пришельцы на этой земле. И если мы перестанем уважать других и начнем переходить границы дозволенного, то единство исчезнет.
Кстати1: В Хабаровске обстановка остается спокойной. Между тем напряженность в стране растет: согласно опросу социологов из «Левада-центра», 66% наших сограждан поддерживают лозунг «Россия для русских», 73% выступают за депортацию мигрантов, 71% разделяют требование «хватит кормить Кавказ», 78% выступили за ограничение потока мигрантов. 61,5% россиян ощущают неприязнь и страх по отношению к выходцам с Кавказа и из Средней Азии, проживающим в их городах.
Кстати2: Федеральный Закон Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» обязывает мэров нести ответственность за межнациональные конфликты, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности, социальную и культурную адаптацию мигрантов.