Бюджет «под мухой», или До чего доводят общество продавцы… агрессии?
logo

Темы номера

Бюджет «под мухой», или До чего доводят общество продавцы… агрессии?

По данным социологов, только 3 процента нашего населения потребляют алкоголь в барах и ресторанах. 97 — на кухнях, в подъездах, на детских площадках, в скверах…

Сорвали куш

На Западе в точках общественного питания алкогольные напитки дегустируют до 40 процентов населения. Крепкий алкоголь не в моде. Культура пития держит народ в форме. Почему у нас по-другому? За первые два года запрета на реализацию пива и табака в точках продаж до 50 квадратных метров крупная розница сорвала куш в 2,8 триллиона рублей. Вернулась торговля из-под прилавка, оживилась коррупция. А сейчас общество переваривает еще одну новость: по всей видимости, грядет заморозка акцизов на крепкий алкоголь и табак. Водочно-табачные фабриканты сели на мель и прослезились перед правительством, дескать, нет больше мочи держать конкуренцию с белорусской и казахстанской продукцией, помогите не допустить сокращения производства.

Но падение уже произошло. По сравнению с прошлым годом объемы промышленного производства алкоголя в целом по стране снизились на 30 процентов. В городе — только на 6,4 процента. Но проблема, по словам начальника отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации города Валерия Гудкова, у всех территорий одинакова: разгулялся теневой рынок. А покупательная способность населения не позволяет пока наращивать объемы безалкогольных напитков и продуктов питания предприятиям пищевой промышленности города, заделать брешь в казне. Сегодня есть резервы для роста как минимум на 30 процентов.

Отрава от стрит-вендора

Напитки и табак в избытке, но цены на них для небогатого населения становятся неподъемными. Потребление уходит в подполье.

Легальные предложения сокращаются, а доля нелегальной продукции приближается к 50 процентам рынка. Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу. По официальным данным Росстата, в первом полугодии произведено 30,3 миллиона декалитров водки, а в рознице за это время продан 61 миллион декалитров. 

Вспыхнула активность стрит-вендоров продвинутых бабушек, торгующих паленой водкой и сигаретами. Наша читательница Татьяна Клюева решила образумить продавцов смерти — пригрозили сжечь квартиру.

Николай, фамилию просил не называть, потерял семью, крепко поссорившись с женой. Та выставила за дверь. Уволили с работы. «Приют» нашелся в подвале одного из домов по Восточному шоссе. Однажды вместе с соседями попытались образумить бездомных, которые тащили в подвал всякий хлам и могли спровоцировать пожар. Николай оказался самым агрессивным. Месяц подвальной жизни сделал его невыносимым. Находятся в подавленном состоянии и постоянные обитатели. Как оказалось, все они — клиенты некой бабы Маши, торгующей дешевой водкой. Как признался в беседе Николай: «Мутит от нее сознание. Паленка термоядерная, становишься злым как собака».

600 миллиардов — в дым

Бедных в нашем обществе гораздо больше, чем богатых. И спиртного они выпивают на порядок больше. Установленная законом минимальная цена поллитровки равняется 170 рублям. 100 рублей — акциз. Употребил — плати налог в размере 60 процентов. Здесь и происходит самое интересное. Допустим, элита пьет дорогую водку по тысяче и более рублей за поллитра, а налог (10 процентов от цены) платит в пять раз меньше. Выходит, от повышения акцизов дешевые марки водки дорожают сильнее, чем дорогие. Тяжесть падает на самых бедных.

Не все так просто и с грехами курильщиков. За год россияне пускают в дым 600 миллиардов рублей. 96 процентов прибыли «скашивают» иностранные производители и поставщики табака. Вредной привычкой поддерживаем чужие страны, а сами тратим миллиарды рублей на лечение людей от алкогольной и никотиновой зависимости. Хуже того, ежегодно из-за пьянства и курения хороним 400 тысяч человек. Непозволительно при нашей демографической просеке.

Чего ждать? Резкого потребления хорошего столового вина не предвидится. Неурожайный виноградный год не дал пополнить запасы сырья. Виноградники становятся обузой, и бизнес сворачивается. Растет цена на качественный табак. Специалисты убеждены: альтернативу любителям греховных продуктов предложит черный рынок. Удар по кошельку становится бесполезным, враз привычек не меняют.

В свое время британцы пришли в восторг — потребление табака стало стремительно падать. Но анализ ситуации заставил страну прозреть. В обход налогов черный рынок предложил более 40 процентов всей табачной продукции. Контрафактными сигаретами задымило полстраны. Иначе и быть не могло. Акциз и другие налоги составили свыше 80% розничной цены легальных изделий. Чем не малина для контрафакта? Налогообложение зашкаливает, а положительных результатов нет. Акцизный кнут на грехи становится бумерангом.

Общепит для души

Беда и в нашей непоследовательности. Помню рассказ старожила. Запад страны. Предвоенное время. На Пасху парни призывного возраста чудом раздобыли 250 граммов водки на семерых. Это был предел. Цены оказались ни при чем. Работало железное правило: нельзя. Почему мы постоянно пятимся назад, а спиртным законом вертим, как дышлом?

По данным экспертов, его снова подправят. Согласно предложенным изменениям, уличные киоски могут получить право разливать алкогольные коктейли, а бары — открываться на территории спортивных учреждений, вузов и рядом со стоматологическими клиниками. Правда, перестанут торговать спиртным магазины и кафе у крупных автомагистралей.

Жизнь не стоит на месте, ряд изменений, действительно, продиктован серьезными обстоятельствами. Когда шло обсуждение проекта действующего ныне спиртного закона, вспоминает заместитель начальника отдела управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Марина Троскалевская, даже предположить было трудно, что некоторые моменты могли до предела осложнить жизнь порядочному бизнесу. Доходит до парадоксов. К примеру, ресторатор отказывается платить вымогателям. Тогда мошенники идут другим путем: грозят открыть рядом с его заведением кабинет зубного врача. Для общепита это означает одно: прощай, лицензия! Как выразился один из совладельцев подобного заведения, открыть ресторан и не платить дань можно только рядом с кладбищем. Поправки предлагают законодателям уйти от нелепых рамок соседства предприятий общественного питания.

Проблемы, несомненно, есть, но разные. К примеру, в пользу обиженных встали владельцы закрывшихся ларьков, бойко торговавших пивом. Но поддерживать их, откровенно говоря, не тянет. На месте пивного киоска по Амурскому бульвару стали торговать пирожками, горячим чаем, кофе. Желающих перекусить на скорую руку становится все больше и больше. Можем, когда захотим!

А вот данные, предоставленные управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации города.

Из 392 киосков, торговавших в Хабаровске пивом, прекратил существование 21. 124 перепрофилировались под продажу цветов, кондитерских изделий и т.д. Расширили ассортимент товаров, но без пива, 247 киосков.

Из 273 павильонов тоже выпал 21, остальные живут и здравствуют. А самое ценное вот что: хабаровчане делают шаг к культурному питию. Из 1 183 стационарных объектов, торгующих алкогольной продукцией, уже 365 точек общественного питания (30,8 процента). Приятное приближение к цивилизованному потреблению спиртного.

Уютных, недорогих кафе и ресторанов должно быть достаточно, чтобы каждый горожанин, каждая семья имели возможность приятно и культурно провести время. Неслучайно потребительские корзины развитых государств наряду с добротными продуктами предусматривают посещение театров, кафе, расходы на Интернет. Человек должен жить безбедно, иметь возможность повышать свой культурный уровень, и тогда почвы для грехов не останется.

Петр МАЗУР



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)