Темы номера
Свежий воздух и здоровая среда гарантированы нам конституцией. Обеспечить население природными богатствами по закону должен муниципалитет. Как справляется мэрия с этой нелегкой задачей?
Зачем нужны ООПТ?
То, что в Хабаровске с наличием зеленых насаждений проблем нет, даже из космоса подтверждают. Последние снимки города со спутника показали: зелени у нас выше положенных нормативов. Так, удельный вес озелененных территорий в целом по городу составляет 58,54 процента, а нормативный показатель в соответствии со СНиП — 40 процентов. Уровень озелененности урбанизированной и общедоступной части Хабаровска без учета левобережной части города, промышленных территорий, территорий аэропортов, кладбища и др. — 83,2 процента. При норме 16 кв. м на человека суммарной площади озелененных территорий на одного хабаровчанина приходится 156,1 кв.м!
Такая радужная картина сложилась благодаря тому, что удалось сохранить массивы с деревьями и кустарниками, придав им статус ООПТ — особо охраняемых природных территорий. На «статусной» земле все остается в первозданном виде, в то же время ответственный за нее: будь то федеральная власть, краевая или муниципальная, обязан смотреть, чтобы не наложил на нее руку нерадивый застройщик. Во-вторых, надо следить за порядком. Что скрывать, любят наши граждане отдохнуть на природе, тем более если она находится в шаговой доступности и не надо на пикник ехать за город. В идеале ООПТ должны хорошеть год от года: деревья ухоженные и здоровые, новые посадки, где это возможно, чтобы приятно было прогуливаться по аллеям и тропинкам счастливым горожанам. Если и пьяным, то лишь от чистого воздуха.
Всего в Хабаровске 27 ООПТ. Шесть из них краевого значения: парк «Динамо», дендрарий, питомник им. Лукашова, сад им. Шуранова, сад ДальНИИЛХ и парк им. Муравьева-Амурского. Остальные находятся под опекой муниципалитета.
Парк по паспорту
Впервые о необходимости создать в городе ООПТ заговорили еще в 1994 году. Тогда решением хабаровских властей несколько скверов и парков получили этот статус. Правда, ненадолго.
Межрайонная природоохранная прокуратура опротестовала постановление тогдашнего градоначальника П. Филиппова, назвав перечень неполным, а значит, и недостоверным. В него не вошли ЦПКО, парк им. Горького, парк офицеров флота и другие. К тому же при составлении списка ООПТ по непонятным причинам был проигнорирован перечень комитета природных ресурсов. Мало того, прокуроры заметили несоответствие указанных площадей: некоторые территории, попав под охрану, оказались гораздо меньше. А это уже прямое нарушение конституционных прав граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.
В 1995 году городские власти вновь попытались добиться статуса ООПТ для тринадцати объектов, чтобы установить в них мораторий на рубку деревьев и застройку. Согласно закону передали предложение в краевую думу, но думцы не смогли утвердить перечень, так как вышло новое постановление, предписывающее муниципалитетам самим утверждать статусы ООПТ.
— С 1997 года у ООПТ, прошедших обследование в ДальНИИЛХ, есть паспорта, — говорит Ирина Дубянская, начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска. — Органы местного самоуправления могут придавать статус особо охраняемых памятникам садово-паркового искусства, береговым линиям, природным ландшафтам, биологическим станциям, микрозаповедникам — всем местам, которые хочется сохранить. На них уже невозможны застройки, нельзя уничтожать растительность. Сейчас собираемся перевести в ООПТ зеленый массив в районе ул. Ангарской, Ореховую сопку (месторождение кремнистых сланцев «Кировское»), аллею на ул. Полярной. В Хабаровске есть здоровая тенденция наращивать площади зеленых зон. Сокращать количество ООПТ никто не собирается. Вопросы, связанные с реконструкцией или расширением объектов, будут решаться за счет переноса насаждений. Так, например, сквер Большого аэропорта утратил свой статус, но при разработке проекта реконструкции предусмотрена новая территория, равнозначная по площади — 1,13 га. Общая площадь всех ООПТ 528,7 га, что составляет 1,4% от общей территории города. Основная проблема — отсутствие организации, которая бы их охраняла, обеспечивала порядок и следила за содержанием. К сожалению, почти 80% зеленых насаждений состарились, территории заросли, захламлены, подвергаются нападениям вандалов, которые крушат деревья, малые архитектурные формы, жгут костры и мусорят.
Статус есть, а сквера нет
В списке ООПТ местного значения есть и хорошо знакомые хабаровчанам объекты, и такие, о чьем существовании даже не догадываются. Яркой иллюстрацией последних является сквер, носящий гордое имя легендарного летчика Гастелло. Прописку имеет в районе Пятой площадки, но не то что погулять по нему, даже отыскать его непросто. Знающие люди рассказывают, что расположен он где-то между школой «Открытие» и трамвайными путями маршрута № 2. По виду напоминает заброшенное футбольное поле с труднопроходимой чащей по краям.
— Конечно, сквер имени Гастелло нуждается в реконструкции, — соглашается Ирина Геннадьевна. — Но это потребует больших финансовых вложений, что, мы считаем, пока неоправданно. Есть ООПТ, которые надо привести в порядок в первую очередь. Сначала будут реконструированы те территории, которые находятся ближе к центру города и более востребованы хабаровчанами. В рамках целевых долгосрочных экологических программ начаты работы по поэтапному восстановлению зеленых насаждений и реконструкции отдельных ООПТ: подготовлены проекты реконструкции ООПТ «Парк им. Гагарина», «Парк ОДОРА», и уже ведутся работы на ООПТ «Сквер им. Горького», «Парк ОДОРА», «Парк Дома офицеров флота», «Парк им. Гагарина», «Сквер у памятника погибшим воинам-арсенальцам». На четырех ООПТ установлены информационно-предупредительные щиты с разъяснением режима особой охраны. Критическое состояние большинства территорий следствие бесхозности — нет специализированных предприятий, непосредственно отвечающих за их охрану, использование, уход и содержание. Мы направляли письма на все предприятия и в организации, которые находятся рядом с ООПТ, с просьбой присматривать за зелеными зонами, убирать мусор, следить за состоянием. Отказались двое: ТЭЦ-1 и техникум картографии и геодезии, остальные оказывают посильную помощь.
Когда деревья были…
Самый богатый на ООПТ округ — Северный. В наличии девять зон, площадь самой маленькой из них — 0,3734 га. Это сквер у памятника погибшим воинам-арсенальцам, расположенный недалеко от остановки «38-я школа».
— Да, сквер небольшой, но его важно было отстоять, чтобы сохранить здесь зеленую зону, — рассказывает Ирина Дубянская. — Место больно привлекательное для коммерсантов: остановка рядом, людей много ходит. Столько было желающих вырубить деревья и поставить киоски!
Мы проезжаем по улице Салтыкова-Щедрина, где по плану еще две ООПТ, а по факту — дикие рощи. Сквозь переплетения веток вдалеке сверкают золотые купола храма Серафима Саровского.
— В дальнейшем эти территории будут присоединены к парку «Северный»: 19 га земли возле топографического техникума и парковая зона в районе спиртзавода — 6 га, — объясняет эколог. — В сумме у «Северного» получится 45 га, и это будет одна большая ООПТ. Зеленые зоны обретут рачительного хозяина и постепенно будут приведены в порядок.
Это перспектива ближайших лет, ну а пока обе еще не присоединенные территории выглядят крайне непривлекательно. Немного поодаль от здания спиртзавода за бывшим заводским клубом, разграбленным и расписанным рисунками и различными надписями, начинается охраняемая природная зона. На входе разрушенная будка — все, что осталось от ворот, некогда закрывавших свободный доступ в заводской парк. Мусор самого разного происхождения — от мелкого бытового до крупного строительного, который явно доставляли сюда грузовиками, обитает в заброшенном парке.
Та же удручающая картина была и в других ООПТ — везде, где может ступить нога человека, тут же появляются хлам, погромы и следы от кострищ. Народ гуляет, жарит шашлыки, щедро ломая ветки для огня, тут же выгуливают собак. О том, что все эти действия запрещены, гласят специальные информационные баннеры, установленные городскими экологами возле ООПТ. Но, видимо, не все наши земляки владеют сложным искусством чтения…
ООПТ-стоп, мы подошли из-за угла…
Парк Дома офицеров флота основали в районе базы КАФ в начале ХХ века. До революции кирпичное одноэтажное здание на территории парка занимал командующий Амурской речной флотилией. Восстановление парка и других объектов базы Амурской флотилии началось после освобождения города от белогвардейцев в феврале 1922 года. Тогда в парке была оборудована сцена, открыт красный уголок, при нем школа для неграмотных рабочих. На протяжении всего века парк был гордостью района, сюда прибегали дети покататься на качелях, взрослые прогуливались по аллеям либо смотрели фильмы в летнем кинотеатре. Сегодняшние посетители парка разительно отличаются от своих предшественников: деклассированные элементы, шумные пьяные компании, стаи бродячих собак. Щит администрации, установленный на входе и предупреждающий, что за ним начинается особо охраняемая природная территория, искорежен пулями. Чувствуется отношение людей к стремлению сохранить природу, не правда ли?
Парк еще сохранил следы былой красоты, а какой там воздух! Пахнет рекой, к которой уводят тропинки, деревьями и опавшей листвой. Но прогулка по парку оставляет гнетущее впечатление. Скелет кинотеатра, который сейчас используют для конкретных целей — на стенах здания для лучшего понимания написано: «Туалет». Мусора столько, что за десяток субботников не вывезешь!
— Здесь произрастают лиственница даурская, береза, сосна, тополь Симона, ясень маньчжурский, вишня, шиповник, чубушник, элеутерококк, жимолость, — перечисляет Ирина Дубянская. — Мы с коллегами во время субботников подсаживали молодые сосенки. Люди подходили, интересовались, где мы такие саженцы взяли. А на другой день несколько сосен оказались выкопаны, кто-то их похитил. Конечно, сохранились деревца, которые посадили в самых людных местах. Они прижились и выросли почти в два раза. Но варварское отношение очень расстраивает. В глубине парка порубили деревья на дрова — рядом находится частный сектор, и жители, не смущаясь, заготавливают дрова прямо в парке. Если удастся найти виновных, они обязательно понесут наказание.
ОДОРА, садись, два
Специалисты-экологи ДВО РАН провели оценку состояния особо охраняемой природной территории «Парк ОДОРА». Судьба этого объекта давно волнует хабаровчан. По результатам комплексного ботанико-экологического обследования общая оценка ООПТ неудовлетворительная.
Инвентаризация, проведенная учеными в октябре 2013 года, из положительных моментов отметила лишь разнообразие видов деревьев: 21 вид древесных и 5 видов кустарниковых растений. К тому же в диком парке сформировалась лесная подстилка. Но основная масса деревьев, посаженных еще «при социализме», находится в угнетенном состоянии. Возраст большинства насаждений превышает 60 лет, им необходима реконструкция. Они поражены грибами и вредителями, стволы гниют, доля сухих ветвей в кроне достигает 50—75 процентов. К тому же в парке давно обосновались маргиналы. В историческом центре города бомжи готовят на кострах пищу, строят себе незатейливые хибары, ломают деревья — в общем, чувствуют себя вполне комфортно.
— Для возрождения ООПТ понадобится восстановить дренажную систему, почвенный покров, провести реконструкцию зеленых насаждений: снос аварийных и больных деревьев, расширить видовое разнообразие растительности, — говорит начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов. — К тому же парком его назвать уже нельзя: по площади (1,055 га) он не соответствует этой категории. После проведенной реконструкции он станет сквером.
Ирина ТРОЦЕНКО