Темы номера
Ищите золотую середину
В редакцию пришло письмо, в котором высказывались претензии в адрес администрации начальной школы лицея «Ступени».
Его автор — родитель ученика 1-го класса — писал о том, что с первого же дня идут денежные сборы, требуют плату за учебники, уроки английского языка, заставляют покупать ноутбук, а вместо столовой открыли два элитных платных кабинета. При этом родителей якобы и на порог не пускают. Мы решили выяснить, насколько эти и другие факты соответствуют истине. И вместе с начальником отдела городского управления образования Екатериной Романенко посетили начальную школу.
Лучше один раз увидеть
Я присутствовала на церемонии открытия учреждения после капитального ремонта, а потому сразу обратила внимание: пришкольная территория преобразилась. Если 2 сентября малые архитектурные формы (турники, горки и лесенки) были установлены прямо на земле, то теперь они размещены на специальном мягком покрытии. Рядом завершается укладка искусственного газона, где лицеисты смогут заниматься физкультурой.
Время близится к полудню, и в школу спешат родители первоклашек. В здание все они входят беспрепятственно и спокойно ожидают своих детей в фойе на первом этаже.
— А если вам потребуется подняться в класс, чтобы переговорить с учителем? — интересуюсь у одной из мам.
— Это ни к чему, потому что все вопросы можно задать, когда педагог встречает детей или провожает после уроков, — уверенно отвечает она.
Мимо нас дружной командой вместе с учителем проходят первоклашки.
— Они в столовую. Может, и мы оттуда начнем? — предлагает завуч начальной школы Лариса Чувашова.
Помещение столовой не назовешь просторным, но для того, чтобы одновременно могли обедать до 100 детей, во время ремонта его расширили. Ученики сидят за столами, с интересом наблюдая, как учитель разливает первое из красивых фарфоровых супниц. Я часто бываю в школьных столовых, но подобное вижу впервые.
— У нас в школе столовая доготовочная: из базовой (гимназия № 3) доставляют завтраки и обеды в полуфабрикатах. И в начале сентября, когда город стоял в пробках, бывало, машина задерживалась, но сейчас все наладилось. А супницы, сухарницы и подставки для салфеток — это идея родителей, — видя мое недоумение, объясняет Лариса Владимировна. — Да они вам все сами расскажут.
Ноутбуки? Какие ноутбуки?
Всех желающих из числа ожидающих своих лицеистов приглашают в отдельный кабинет для беседы с журналистом, причем уговаривать никого не приходится.
— Мой ребенок учится в 1 «Б», и дважды в день я захожу в школу, — начинает Ольга Желтоухова. — Утром учитель детей встречает, отводит в гардероб, а затем в класс. Такая же схема и после уроков. Не разрешают всем подряд ходить по школе — и правильно. Это прежде всего для безопасности наших детей.
— Кстати, гардероб у нас работает с 1 октября, — добавляет Анастасия Портная, мама ученицы из 1 «Е». — Родительский комитет закупил плечики, ребенок берет их на входе, аккуратно вешает свою курточку, застегивает, а потом уносит в гардероб. Мне такая система очень нравится.
— Доски интерактивные в классах действительно сняли? — уточняю я факты, изложенные в письме.
— Это не совсем верно, — берет слово Лариса Чувашова. — 2 сентября все доски установлены, чтобы педагоги могли провести первый урок — самопрезентацию детей. Каждый ученик готовил небольшой рассказ о себе с фотографиями и видеосюжетами. Потом решили более современные большие доски передать старшеклассникам, а те, что попроще и поменьше, установить для малышей рядом с маркерными. Сейчас это уже сделано, и, если 2 сентября интерактивных досок здесь было всего пять, сегодня уже семь.
— А ноутбуки все первоклассники должны купить? — спрашиваю я.
Увы, но на этот вопрос никто из родителей первоклашек (присутствовали представители всех шести классов) ответить не смог.
— Возможно, это кто-то из второклашек рассказал, — вступает в разговор мама из 2 «А» Татьяна Иваницкая. — Мы в прошлом году на родительском собрании решили приобрести нетбуки для детей. И второй год они с удовольствием на них занимаются, выполняют тестовые задания, учатся печатать вслепую. Нас никто не обязывал, сами захотели.
— Мы тоже это обсуждали с родителями, — добавляет Анастасия Портная. — Но пока решили отложить вопрос до нового года.
— А учебники английского для первоклассников покупали?
— А вот про учебники правда, — объясняет Лариса Чувашова. — По программе английский язык начинается со 2-го класса, но, если родители хотят, мы готовы заниматься с первоклассниками — только во внеурочное время и на платной основе. Лицензия на оказание платных образовательных услуг у лицея есть, так что никаких нарушений.
— И учебник родители сами покупают, так как в программе первого класса такого предмета нет, а значит, и бесплатных учебников тоже, — дополняет Екатерина Романенко. — Но это только по желанию родителей, и с каждым заключается договор — заставить никто не имеет права.
Мы для детей стараемся
Представители родительской общественности подтвердили, что собираются деньги на нужды класса, но все по инициативе самих родителей и на благо детей. В каждый класс приобретены диспенсер для воды и одноразовые стаканчики, что вполне объяснимо: из-под крана, как двадцать лет назад, уже не попьешь. А еще мыло, бумажные полотенца, туалетная бумага. Все эти расходы и включаются в статью «классные нужды». Никакого выпускного вечера в первом классе не планируется, но в лицее есть традиция — бал в конце учебного года. Каждый класс исполняет там танец. Одним вальс и мазурку ставят родители, а другие прибегают к помощи профессионального хореографа, услуги которого опять же платные.
— Мой ребенок проводит в школе большую часть своей жизни (с 8.00 до 18.00), и я заинтересована в том, чтобы ему здесь было удобно, уютно, интересно, — добавляет Ольга Желтоухова. — Именно мы, родители, инициировали покупку супниц, чтобы первые блюда дольше оставались теплыми. Да и ребятки наши с детства должны привыкать к красивым вещам, усваивать правила поведения за столом. Разве это плохо? Причем все взносы добровольные. И если кто-то по причине финансовой нестабильности не может поучаствовать в очередной родительской задумке, это никак не отразится на положении ребенка в классе.
— Мы согласились с вами поговорить не для того, чтобы администрацию лицея оправдать. Да и оправдывать не в чем, ведь ни один учитель в этом учреждении никаких денег не собирает, это работа классных казначеев, — подытожили родители. — Наши дети любят свой лицей, своих педагогов, им нравится здесь учиться. И мы сделаем все возможное, чтобы сохранить этот позитив на все одиннадцать лет.
Чаяния и желания родителей мне вполне понятны. Сама мама школьника, как все, сдаю деньги на классные нужды и на ремонт кабинета. Я согласна, возможно, в какие-то моменты активные родители увлекаются и не учитывают возможности всех семей (доходы-то разные). Но, на мой взгляд, правильный выход — это диалог с целью найти золотую середину. Вместе учиться еще как минимум девять лет, а значит, надо разговаривать и решать проблемы, озлобление ни к чему хорошему не приведет.
P.S. После разговора я прошла по школе, заглянула во все классы (где-то шли уроки, где-то внеклассные занятия), двух «элитных платных» кабинетов обнаружить так и не удалось.