Все зависит от ущерба
logo

Темы номера

Все зависит от ущерба

Оценить и вынести решение о том, насколько пострадало имущество хабаровчан во время наводнения, — такая задача стоит перед городской межведомственной комиссией, которая работала на днях в комитете по управлению Северным округом.

На собеседование приехали все, кого пригласили, ведь здесь должно было прозвучать главное для людей: пригоден их дом или нет к дальнейшему проживанию и можно ли надеяться на поддержку местных властей.

В списках не значатся

Еще 16 сентября мэр Хабаровска подписал постановление, в котором обозначены границы зон подтопления и затопления. В список вошли десятки улиц. Это означает, что проживающие по указанным адресам люди имеют право на компенсацию утраченного имущества или на переселение. Однако комиссия рассмотрела и несколько заявлений от владельцев, чьи дома не вошли в этот перечень.

Ольга Эйрих проживает на улице Красноводской, 38а. В дом вода не зашла, но затопила подполье и весь приусадебный участок. По оценке специалистов, жить здесь можно, однако строению требуется капитальный ремонт.

— Имеются определенные параметры, по которым мы оцениваем комфортность проживания, — заметила Валентина Чистяк, начальник отдела санитарного надзора Роспотребнадзора, член комиссии. — Они значительно ухудшились, имеется заключение экспертной группы, поэтому нужно принимать решение в пользу собственника.

В переулке Олюторском вода тоже натворила немало бед. Однако из двух десятков домов в список подтопленных попал лишь единственный за номером 16. Хозяин дома № 3 Юрий Румянцев с таким выводом не согласился, ведь его подворье тоже пострадало, и пригласил на участок комиссию. Та приехала и подтвердила, что вода до сих пор полностью не ушла из подполья, сам дом покосился, стены потрескались, фундамент просел и жить здесь без капитального ремонта небезопасно.

— Вам понятно заключение, которые мы вынесли? — спросила пострадавшего начальник отдела по землепользованию комитета по управлению Северным округом, председатель комиссии Юлия Загурская. — Мы все единодушны во мнении, что вам нужна финансовая поддержка для проведения капитального ремонта.

Совсем другая история

В кабинет один за другим заходият хозяева домовладений, которые сильно пострадали во время паводка. Марина Стогова с улицы Печерской, 12 с дочерью Викторией домой вернулись, когда вода ушла. Их улицу затопило в числе первых, оставаться в доме, где уровень поднялся почти до метра, не представлялось возможным. Дом и сегодня в плачевном состоянии, хозяйка без слез не может смотреть на родные стены, на которых снаружи и внутри остались грязные разводы и трещины.

— Живем с дочкой на летней кухне, — рассказывает Марина Михайловна. — Но и там пришлось потрудиться, чтобы создать более-менее комфортные условия, потому что пол местами провалился, печка обвалилась. Зимовать, видно тоже здесь будем. А дом, хотя и предлагают капитально ремонтировать, не стоит этого. Его нужно сносить и строить новый. Беда в другом — скважину нашу затопило, а воду никто не привозит. Ладно мы можем купить и принести для себя, но ведь на улице много людей в возрасте, которым и пятилитровая канистра тяжело дается. Как бы помочь нам в этом вопросе?..

У Валентины Васильевны Вейды с переулка Печерского, 11 своя история. Она с сомнением отнеслась к оценке ее домовладения, сказав, что не припомнит, когда приходили эксперты обследовать строение. Капитальный ремонт сделать ей самой не по силам: печка развалилась, везде плесень, которая каждый день занимает все большее пространство в комнатах, а шлакоблочные стены трещат. Материал как губка впитал воду, зимой все замерзнет, а к весне рассыпется.

Сергей и Евгений Бердниковы наводнение пережили стойко. Их дом на улице Приемной, 6 затопило по самую крышу. Парни и сегодня ютятся на чердаке. Старшему брату пришлось даже на время оставить работу, чтобы наводить порядок на подворье. Решением комиссии дом признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Вот только скоро зима, успеют ли молодые люди решить свой квартирный вопрос до холодов?

Чтобы не преступить закон

Более 40 дел рассмотрела комиссия в этот день. Не все ушли довольные принятым решением. Кто-то надеялся, что дом признают непригодным для проживания, а услышали лишь, что им помогут с капремонтом. В спорных случаях комиссия соглашалась с собственниками о дополнительном обследовании домов.

— Мы не можем приобщить к имеющимся документам эмоции пострадавших, — вздыхает Юлия Игоревна. — Мне по долгу службы, поскольку я возглавляю комиссию, пришлось побывать на каждом подворье поселка Красная Речка. Все беды, которые обрушились на людей, знаю досконально. Проблем действительно много. У одних нет правоустанавливающих документов на строения, другие там вообще не прописаны, а сейчас, когда началась выплата компенсации, вдруг вспомнили, что где-то у них есть недвижимость. В каждом конкретном случае разбираемся основательно, подсказываем, куда нужно еще обратиться, чтобы собрать те или иные справки, действуем в рамках законодательства. И люди должны это понимать. Но раз человек дошел со своей проблемой до администрации города, то от нее нельзя отмахнуться. Наша задача — оперативно принять решения. Пытались сегодня объективно подойти к каждому и не обидеть, но не получилось. Часть домов в постановление о зонах подтопления и затопления не вошла. Сегодня уже есть дополнение к этому списку. Раз люди пострадали, мы обязаны каждый дом обследовать. Скоро зима, нужно успеть до холодов решить вопрос о предоставлении пострадавшим жилья. Это главное сегодня.

Елена ЧЕРНИКОВА,

фото автора




Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)