Темы номера
Вместо предполагаемого стамиллиардного годового дохода лесная отрасль не приносит и половины. Где деньги?
Растет в тайге… коррупция
В ряде регионов полиция сумела остановить деятельность международных организованных групп, специализирующихся на незаконных вырубках и поставках древесины в Китай. Технология воровства проста как пять копеек.
Знакомый предприниматель, по его мнению, сдуру подвизавшийся на этой ниве, говорит чуть ли не шепотом. Влиятельные китайцы возле границы скупают за наличные большие объемы незаконно заготовленного кругляка. Лес легализуется и пересекает границу по сфальсифицированным документам. Без влияния коррумпированных чиновников провернуть такую операцию невозможно.
В Приморье раскрыта банда «черных лесорубов», нанесшая экономике края ущерб в размере 929 миллионов рублей. 95% всех лесонарушений приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую область. Неслучайно здесь получают с кубометра обработанной древесины всего 90 долларов, а в Малайзии — 600.
Глава государства разбил в пух и прах запредельную коррупцию в лесной отрасли региона и бездействие правоохранительных органов.
На ком шапка горит?
По мнению собеседника, на тех, кто в районах непосредственно отвечает за отрасль. Остановить беспредел могут только полицейские других регионов, но не местные. Все срослось. Пока идет борьба с браконьерами, лес уплывает и по так называемым льготным каналам. Есть масса лесных участков, переданных государством в аренду без аукциона для пополнения сырьевой базы предприятий. Хозяйствуют они своеобразно: гонят лес на экспорт без всякой переработки. А за это сердобольное государство понижает им коэффициент арендной платы до 0,5. Куда еще дальше?
А тем временем, по данным Минвостокразвития РФ, в лесопромышленном комплексе округа продолжается падение производства. В чем причина? Промахнулись научные и проектные институты или никуда не годятся бизнес-планы?
Ничего подобного, возражает бизнес. Купились на призывы государства инвестировать в лесопереработку с надеждой, что сырье хлынет на наши заводы, поскольку заградительные пошлины на кругляк сделают его продажу невыгодной. Этого не произошло, и в провале оказались работающие в убыток комплексы. Боли за производство не скрывает заместитель генерального директора предприятия «Аркаим» Олег Рябов. Продукции кот наплакал, а долги по кредитам растут. Список лесопромышленных предприятий-должников перевалил за полсотни. За полтора года бюджеты всех уровней недополучили порядка 80 миллионов рублей.
А как хозяйствовать, если тарифы на энергию и перевозки добрались до 70% стоимости продукции. Вот и получается: в ДФО сосредоточено 45% лесных земель страны - почти 500 миллионов гектаров, а выхлоп отрасли в экономику округа мизерный. Японский рынок потеряли, затратность деревообработки ползет вверх. Ясно, что надо создавать условия, при которых производство будет эффективным, особенно в нашем крае. Регион формирует более 50% объема лесной промышленности в округе.
Что разладилось в лесном королевстве?
Автору этих строк часто приходилось писать о леспромхозах советской поры. Это был размах, который сегодня не снился. К примеру, один Подалинский леспромхоз в Амурском районе заготавливал до 4 миллионов кубометров деловой древесины в год. Такой объем сегодня можно наскрести разве что по всему округу. Словом, что-то действительно разладилось в лесном королевстве. На делянах Подалинского хозяйства деловой лес стоял стеной: бери - не хочу. А сегодня, констатирует проблему директор ДальНИИ рынка, доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев, практически не осталось больших высокопродуктивных массивов. Строить крупные предприятия практически невозможно.
Неслучайно лесозаготовители в свое время заказали у хабаровского предприятия «Дальреммаш» установку, позволяющую брать деловой лес на горных склонах. Помню, как специалисты лесной индустрии вместе с бывшим директором предприятия Николаем Гилевым инспектировали каждое движение сконструированного механизма. Сегодня доступные для эксплуатации леса занимают лишь 40% площади лесного фонда, остальные на крутых склонах.
По мнению ученого, пришла пора восстанавливать древесные ресурсы. Искусственные посадки на юге региона нужно расширять до индустриальных масштабов. А попутно, убежден Вадим Константинович, следует восстанавливать внутренний рынок. Добавим, что при помощи государства это может произойти уже сегодня в связи с масштабным наводнением на Дальнем Востоке. Для лесозаготовителей - дело чести активно участвовать в восстановлении жилья.
Рантье в кустах
Еще одна проблема, о которой поведал знакомый предприниматель. Арендатор с «волосатой рукой» получает в аренду деляну, затем сдает ее черным лесорубам, но с большим наваром. Те без зазрения совести, с варварским азартом вырубают все ценные породы и гонят древесину в Китай. Надзорные органы бьют тревогу: если незаконные вырубки ценных пород продолжатся сегодняшними темпами, лучшая часть кедра будет уничтожена в ближайшие 15 лет. Для лесных обитателей это станет настоящей катастрофой.
Кто подмахнул документы, кто закрыл глаза на колонны лесовозов? Вопросов масса, и все в уголовной плоскости. А еще, говорит предприниматель, выяснить все черные пути нелегального вывоза древесины проще простого. Нужно только желание. Но попробуй встать наперекор! В спешном порядке страна готовит законопроект, призванный решить проблему черных лесорубов. Давно пора.
Я спросил у ясеня, где родная мебель…
Обидно, но ряд наших высоколобых энергичных бизнесменов открыли мебельные производства в Китае. Щадящие налоги и широкий доступ к сырью, в большинстве своем нашему отечественному посулили выгоду. Никто пока не вернулся. Мебельная фабрика «Династия» устояла на родной земле. Директор предприятия Дмитрий Саксонин предпринимает массу усилий для наращивания объемов производства. За последние годы фабричные цеха буквально преобразились, появилось современное оборудование, набрались опыта мастера. Конек «Династии» — недорогая, изящная мебель. Эта ниша безгранична, и по-человечески хочется пожелать коллективу удачи.
А с другой стороны, на таких предпринимателей, как Саксонин, надобно делать ставку. Сама жизнь требует создать для них благоприятное во всех отношениях поле деятельности. Выиграют небогатые люди и казна. Что и подтверждают итоги работы промышленности города в январе-июле, с которыми нас ознакомил заведующий отделом управления промышленности и связи администрации города Владимир Мяло.
Если за семь месяцев минувшего года обработано древесины и произведено изделий из дерева на 364 732 тысячи рублей, то за это же время нынешнего года уже на 1 139 514 тысяч рублей. Рост составил 312,4%. Добавим, что и 2012 год был вдвое результативнее предыдущего.
Причиной резкого увеличения объемов отгрузки древесины и производства изделий стали постановка на учет в Хабаровске одного из подразделений ОАО «Флора» и возобновление работы ООО «Римбунан Хиджау МДФ». Стабильно отгружают продукцию ООО «ДВ-Максимум», «Римбунан Хиджау Интернешнл», «Амурская ЛК» и ОАО «Дальлеспром».
А в целом лесопромышленный комплекс Дальнего Востока продолжает сдавать экспортные позиции. Предложений, способных в корне изменить ситуацию, не так много, но есть, на взгляд специалистов, резонные. К примеру, ввести особый порядок распределения лесных участков. Уйти от аукционных продаж к конкурсным процедурам и определять победителем предприятия, имеющие необходимую базу для глубокой переработки древесины. Поможет паспортизация предприятий лесопромышленного комплекса. Жалуетесь на тарифы - покажите, какую долю они занимают в себестоимости продукции. Стонете, от того что изделия неконкурентоспособны, но при этом не раскрываете состав затрат — помощь государства вам «не грозит». Лесному бизнесу это должно быть понятно, как дважды два. Запуганный лес просит порядка.
Петр МАЗУР