Островки надежности
logo

Темы номера

Островки надежности

Все структурные подразделения МУП «Водоканал» работают в штатном режиме.

Тунгуска

Попасть на новый городской водозабор сегодня можно только на лодке. А с высоты птичьего полета он представляет собой полузатопленный остров. Но директор МУП «Водоканал» Владимир Стеблевский уверен и спокоен.

— Еще в начале августа мы сделали геодезическую съемку, отметки возможных уровней воды, — говорит Владимир Иванович. — И по ним вышло, что подъем Амура свыше 800 см мы выдержим. Начали незамедлительно отсыпать дамбы снаружи и внутри, все объекты обложили глиняными насыпями высотой до двух метров. Ничего не демонтировали, все в работе. На площадки кое-где вода просачивается, что вполне естественно, но ее постоянно откачиваем. А вот на секциях, которые задействованы на подачу воды в город, сухо. При этом мы продолжаем новое строительство: работают специалисты из Германии и Хабаровской ремонтно-строительной компании.

Остров Заячий

Он обеспечивает Краснофлотский район водой, которая всегда считалась по вкусовым качествам лучшей в городе. К водоразборным колонкам на окраинах народ постоянно приезжал со всевозможными емкостями, чтобы не покупать воду. На нее, кстати, и сегодня здесь нет ажиотажа. Водопроводная сеть работает в штатном режиме.

— На насосную станцию, которая расположена в Архиповской пади, можно попасть двумя путями: на лодке и по шпалам, какой выберем? — спрашивает начальник цеха Валерий Авдеев. — Предлагаю пройти по суше, чтобы оценить размах водной стихии. Железнодорожная насыпь в данной ситуации выполнила роль дамбы.

Вокруг вода. На станцию она тоже зашла, но не везде. Здесь 20 скважин, они расположены вдоль береговой линии почти на километр, и сегодня в работе из них только 11. Остальные затоплены и подобраться к ним нет возможности.

— Все электрооборудование на них демонтировали заранее, потому что знали, что они уйдут под воду, — продолжает Валерий Петрович. — Насосы почти все находятся в подтопленном состоянии, но это для них не страшно. Жители Краснофлотского района даже не догадывается о наших проблемах, потому что вода как подавалась в дома, так и подается без ограничения. Ночью подкапливаем запасы до 7 тысяч кубометров. Этого на день вполне хватает.

Если бы не монотонный гул насосов, которые откачивают воду, здесь стояла бы звенящая тишина. Людей не видно, ведь цех работает в автоматическом режиме. Управление идет со станции второго подъема, и вся информация выводится на компьютер дежурного оператора.

— Проблема на сегодня одна, — вздыхает Валерий Петрович. — Из трех электроподстанций у нас две попали в зону затопления. Нагрузка на оставшуюся, конечно, возросла. Мы даже с приняли решение еще одну скважину на ночь отключать, чтобы хватило мощности по электроснабжению. Но основная работа начнется, когда уйдет вода. Надо будет просушить все затопленные павильоны, продезинфицировать их.

Мы не отчаиваемся, и не допустим, чтобы город остался без воды. Знали, что затопит, потому и готовились заранее. Ждали уровень выше восьми метров. Все павильоны, в которых расположены скважины, закрепили блоками и растяжками, чтобы их не снесло течением. А перед затоплением каждую скважину тщательно обследовали и загерметизировали от возможного попадания амурской воды.

Словно в осаде

Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ), расположенные на улице П.Л. Морозова, тоже со всех сторон окружены водой. Проехать по дороге, где плещется Амур, можно только на вахтовке. Машина буквально выплывает к воротам цеха.

— Не укачало? — улыбается начальник ГОСВ Владимир Бессонов. И сразу став серьезным, приглашает осмотреть территорию. — У нас ведь стройка идет, вторую очередь нужно заканчивать, а тут такая беда. Но работы не прекращаем, а параллельно с паводком боремся.

Цех очистных сооружений по всему периметру обнесен бетонным заграждением. Его заранее с двух сторон отсыпали дамбой под отметку 8,5—9 метров. Но кое-где, не выдержав напор Амура, плиты стали потихоньку наклоняться, грозя завалиться на территорию. В срочном порядке их укрепили металлическими распорками и усилили дамбы. В общей сложности на ГОСВ было завезено около 3 000 кубометров грунта.

— Вода из-под земли заходит в технологические камеры, колодцы, резервуары, в которых находится оборудование, но мы ее откачиваем, — рассказывает Владимир Михайлович. — По отношению к самой низкой точке на территории наших сооружений уровень больше почти на полтора метра. Но очистные работают в штатном режиме, мы приобрели дополнительные насосы. Кстати, включаем их периодически, а не круглосуточно, по мере поступления воды. Но дежурим и ночью обязательно.

Во всех сооружениях на случай прорыва дамбы здесь подняли на метр пороги, забетонировав их на приличную толщину. Даже если бы всю территорию залило, персонал ГОСВ продолжил трудиться в штатном режиме.

— На сегодня у нас проблем нет, — эту фразу Владимир Михайлович повторил несколько раз. — Сколько подавали раньше воды в городские системы, столько и подаем. Я здесь 18 лет, и подобное вижу впервые. В 1984 году, когда случилось наводнение у Хабаровска, наша территория никак не пострадала. Но и сегодня пусть хабаровчане знают, что на городских очистных сооружениях водопровода все нормально. Из крана течет чистая, качественная вода, соответствующая всем показателям.

Елена ЧЕРНИКОВА, фото Натальи Вольгушевой



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)