Время пряников закончилось
logo

Темы номера

Время пряников закончилось

С 1 сентября в России вступили в силу новые штрафы за нарушения ПДД. Что изменится на дорогах города и помогут ли новые нормы снизить количество аварий? Об этом мы говорили с начальником ГИБДД г. Хабаровска Петром Рыбаковым.

Убийственная скорость

— Петр Васильевич, штрафы довольно серьезно увеличились. Теперь для водителей нарушение будет в буквальном смысле дорого стоить. Так ли уж нужны были столь резкие повышения?

— Изменения в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) назрели давно. И не только увеличение суммы штрафа, но и введение ответственности за повторное нарушение. Нечто подобное уже применялось в виде балльной системы штрафов. И она себя зарекомендовала хорошо — водитель понимал, что наказание неизбежно. Когда КоАП работает эффективно — граждане платят по своим штрафам, понимают, что за нарушением обязательно последует наказание. Новые суммы могут сильно отразиться на семейном бюджете, а лишение прав — на возможности передвигаться за рулем. Серьезная кара, которая принуждает к большей сознательности автолюбителей.

— И все же, какое из принятых изменений наиболее важное?

— Можно сказать, все. Вот, например, новый штраф за превышение скорости. Это одно из самых частых нарушений, оно влечет за собой наиболее тяжелые последствия. С начала года в городе произошло 633 аварии, в которых погибло 35 человек и 774 получили ранения. Это ДТП, в которых пострадали люди. А небольших столкновений с малой суммой ущерба происходит гораздо больше. Ежедневно фиксируем от 50 до 70 ДТП. И нет разницы, лето или зима. Иногда дело доходит и до 100 ДТП в день. А все из-за несоблюдения скоростного режима.

— Согласно новым нормам ответственность наступает только при превышении разрешенной скорости на 20 км/ч, а не на 10 км/ч, как раньше. Не получится ли так, что в городе водители начнут повсеместно превышать, зная, что у них есть «запас»?

— На это хочется обратить особое внимание. В Хабаровске, на самом деле, большинство ДТП случается на малых скоростях. Люди сталкиваются и на 60, и на 50, и на 40 км/ч. Есть пункт правил, в котором говорится: водитель обязан выбирать такую скорость, чтобы полностью контролировать автомобиль. Так что ответственность за подобные ДТП ложится на того, кто за рулем. Да, сейчас станут штрафовать за превышение свыше 20 км/ч, но и ответственность за это выросла. Раньше минимальная сумма составляла 100 рублей, сейчас 500. То же самое и за проезд на красный сигнал светофора. Увеличен штраф, введены санкции за повторное нарушение вплоть до изъятия водительского удостоверения.

— Но ведь многие все равно садятся за руль будучи даже лишенными прав?

— В 2013 году водительского удостоверения (ВУ) лишились уже 4 тыс. человек, но практически все они, как показывает практика, продолжают ездить. Часто задерживаем таких автомобилистов в состоянии алкогольного опьянения. Раньше мера ответственности за вождение с лишенным ВУ предусматривала арест на срок до 15 суток, без штрафных санкций. Случалось, останавливали одних и тех же водителей по пять раз. Они заезжали в спецприемник, как к себе домой, с запасом еды и воды. Раньше судьи часто давали нарушителям всего по трое-четверо суток в камере, принимая во внимание их семью, работу. А те и рады, дескать, отдохнут от суеты и выспятся. Теперь согласно новым изменениям арест составляет минимум 10 суток. И в придачу 30 тыс. руб. штрафа. Я думаю, вполне адекватная мера, которая заставит задуматься: если уж захотел выпить или погулять — вызывай такси.

Без кнута никак

— Петр Васильевич, не получится ли так, что такие большие штрафы люди просто не будут оплачивать?

— На самом деле, был такой период времени, когда процент оплаты не доходил и до 50 процентов. Сейчас же мы видим 80 процентов взыскания по всем штрафам. Если люди не станут оплачивать свои нарушения, то и неотвратимость наказания не будет действовать. В наших интересах совместно с приставами работать над этим вопросом. Один раз я, когда еще работал инспектором, доставлял гражданина, у которого было 17 тыс. руб. штрафа. Он хотел отсидеть пару суток, легкомысленно говоря, что это ему раз плюнуть, а судья ему вместо ареста просто увеличил сумму до 35 тыс. за неуплату. Мужчина оказался в легком шоке, его семейный бюджет был подорван. Поэтому не стоит пускать дело на самотек, лучше вовремя оплатить штраф. Работы, конечно же, прибавится. Стоит отметить, что новыми нормами мы не открываем Америку, а используем мировой опыт. В западных странах граждане понимают, что нарушение правил или закона обязательно влечет наказание, которое сильно ударит по кошельку, а может, и по личной свободе. Я считаю, что такие нормы правильны. Одним пряником, к сожалению, ничего не добьешься, нужен и кнут.

— Получается, в России ситуацию не исправить без жестких мер?

— Именно так. Я исхожу из собственного опыта работы. Десяток лет наши водители расслаблялись, привыкали к безнаказанности. И только последние три-четыре года наметились изменения. Началась работа по целевой программе обеспечения безопасности дорожного движения. Сюда входит не только увеличение штрафов, но и улучшение дорожной сети, установка знаков повышенной яркости, систем наблюдения и видеофиксации. Мы не только следим за соблюдением ПДД водителями, но также требуем от собственника дорог привести в порядок улицы. Это должны быть комплексные меры — только так мы добьемся выполнения основных наших задач по сохранению здоровья и жизни граждан. С 2009 года в Хабаровске идет тенденция на снижение погибших в ДТП, при том что количество транспорта растет. В 2008-м в городе было зарегистрировано 170 тыс. единиц автомобилей, сейчас уже 216 тыс. И если брать соотношение их количества и аварий, то у нас ситуация улучшается.

Общество должно помогать

— В Европе часто за безопасностью следят сами граждане. За нарушение правил могут сдать своего же друга. У нас подобная гражданская ответственность существует?

Во всем мире порядок поддерживается в основном не действиями полиции и не уличными камерами, а за счет нетерпимости и неприятия антиобщественного поведения. Это мощный профилактический рычаг. Да, к нам горожане тоже обращаются. Если нарушение зафиксировано с помощью видеофиксации, то ответственность несет собственник транспорта. Во всех других случаях нужно устанавливать личность человека, который управлял автомобилем. Существуют процессуальные сроки, и не всегда удается привлечь виновных. Тем не менее в обществе складывается тенденция, что грубых нарушителей люди помогают находить. Например, автобус объезжал пробку по встречной полосе. Один гражданин зафиксировал нарушение, обратился к нам, полицейские нашли собственника и привлекли к ответственности. Это направление работает, но не всегда граждане обращаются в ГИБДД — многим хватает смелости только для того, чтобы выложить ролик в социальную сеть. А прийти написать заявление, подтвердить свои слова письменно — на это не хватает гражданской ответственности.

— Нет опасений, что с ростом сумм штрафов увеличится и коррупция среди инспекторов? Ведь проще заплатить полицейскому 25 тысяч, чем отдавать 30 в госказну?

— Опасений нет. Хотя периодически выявляем взяточников, и уже есть случаи, когда полицейские получали реальные сроки. Но после реформы МВД, сотрудники получают хорошую зарплату, имеют отличные условия для работы, и никто не хочет это потерять.

— И, все-таки, ваше мнение: помогут ли новые изменения? Улучшится ли ситуация на дорогах Хабаровска?

— Думаю, помогут.

Главные изменения в КоАПе, вступившие в силу с 1 сентября 2013 г.:



Было:


Стало:


Управление незарегистрированным транспортным средством


300—800 рублей


500—800 рублей; при повторном нарушении — 5 000 рублей или лишение права управления от 1 до 3 месяцев


Забыл права дома


Предупреждение
или 100 рублей


Предупреждение
или 500 рублей


Передача управления лицу без водительского удостоверения


Предупреждение
или 100 рублей


3 000 рублей


Непристегнутый ремень


500 рублей


1 000 рублей


Управление автомобилем без водительского удостоверения


2 500 рублей


5 000—15 000 рублей


Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами


Арест до 15 суток (кто не подлежит аресту – 5000 рублей)


30 000 рублей или арест до 15 суток или обязательные работы от 100 до 200 часов


Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права


2 500 рублей


30 000 рублей


Езда в состоянии алкогольного опьянения


Лишение права управления от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении — лишение права управления на 3 года


30 000 рублей с лишением права управления от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении — 50 000 рублей с лишением права управления на 3 года


Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения


Лишение права управления от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении — лишение права управления на 3 года


30 000 рублей с лишением права управления от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении — 50 000 рублей с лишением права управления на 3 года


Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами


Арест до 15 суток (кто не подлежит аресту — 5 000 рублей)


Арест от 10 до 15 суток (кто не подлежит аресту — 30 000 рублей)


Превышение установленной скорости на величину более 20, но не более 40 километров в час


300 рублей


500 рублей


Превышение установленной скорости на величину более 40, но не более 60 километров в час


1 000—1 500 рублей


1 000—1 500 рублей; при повторном нарушении — 2 000—2 500 рублей


Превышение установленной скорости на величину более 60, но не более 80 километров в час


2 000—2 500 рублей либо лишение от 4 до 6 месяцев


2 000—2 500 рублей либо лишение от 4 до 6 месяцев; при повторном нарушении — лишение права управления на 1 год


Превышение установленной скорости на величину более 80 километров в час


2 000—2 500 рублей либо лишение от 4 до 6 месяцев


5 000 рублей либо лишение права управления на 6 месяцев; при повторном нарушении — лишение права управления на 1 год


Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика


1 000 рублей


1 000 рублей; при повторном нарушении — 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев


Михаил КОНДРАТЬЕВ



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)