Облик города
logo

Темы номера

Облик города

Скульптуры, которым уже более полувека, находятся рядом с Гродековским музеем.

За сохранение этих атрибутов советской эпохи взялись сотрудники отдела современной истории в конце 1990-х годов. И едва не опоздали. К этому времени многие из гипсовых и бетонных фигур, что когда-то стояли в парках, скверах и на бульварах, были разрушены. А те, что сохранились, находились на грани: еще чуть-чуть, природа, люди и время не пожалели бы их.

— А ведь советская парковая скульптура — это целая эпоха, — говорит Алексей Шестаков, старший научный сотрудник музея им. Н.И.Гродекова. — Она стала не просто украшением, а частью идеологии. В 1920-1930-е годы в городах появлялись преимущественно статуи государственных деятелей, писателей, советских военачальников. В послевоенный период внешний вид фигур несколько видоизменился: фонтанчик, рыбка, лягушка, салютующие пионеры, девушка с веслом, женщина с ребенком. Даже был утвержден целый список «нужных» скульптур, которые устанавливали по всем населенным пунктам.

Где только не собирали экспонаты для экспозиции под открытым небом! Так, девочку с голубями, девочку с книгой и мальчика-горниста музейщики обнаружили в бывшем пионерском лагере имени Горького, а молодого Ленина — в лагере его имени в селе Бычиха. Композиция «Чтение книги» — учительница со школьницей — находилась в сквере перед жилым домом рядом со зданием Института водных и экологических проблем на ул. Ким Ю Чена, 65. А двух мальчишек-планеристов нашли во дворе дома на улице Карла Маркса, 43.

Привезли скульптуры потрескавшимися, почерневшими, с обломанными частями в мастерские Дальневосточного художественного фонда. Реставрация заняла полгода. Зная, что они могут стать находкой для вандалов, на них нанесли специальное защитное покрытие, чтобы любые надписи можно было удалить.

По задумке музейщиков скульптуры стали частью экспозиции под открытым небом, которая открылась летом 2008 года. Тогда с прицелом на будущее решили оставить место еще для нескольких фигур. После открытия аллеи к музейщикам обратилась хабаровчанка, которая сообщила об еще одной скульптуре. «Девушку с веслом» сотрудники привезли в музей, а в мастерских художественного фонда ей вернули былую стать. Установили ее в 2009 году. 

Однако и на этом сотрудники музея не остановились. Последней, кто пополнил аллею, стала в 2010 году скульптура Михаила Калинина.

— Как ни странно, но эта фигура дольше всех ждала своего часа, — рассказывает Алексей Шестаков. —Когда мы стали собирать скульптуры по городу и детским лагерям, именно Калинина первого привезли в хранилище музея. Ему грозило уничтожение, ведь на Комсомольской площади, где он находился, началось восстановление собора. Почти десять лет он хранился у нас, пока мы не решились выставить его.

Музейщики уверяют, что сегодня в аллее парковых скульптур нет места для новых экспонатов. Однако в городе еще красуются скульптуры советской эпохи. К примеру, памятник безымянному командиру на Красной Речке, которому тоже грозит разрушение. Может быть, и его взять под опеку?

[/b]Парки «Динамо» и «Северный» украшают сказочные персонажи из дерева.

То, что из него можно делать неповторимые фигуры, хабаровские художники подглядели в Китае и Южной Корее. Там парки украшают такие скульптуры, есть даже музеи деревянного зодчества.

— Для многих хабаровских мастеров дерево — материал не новый, — говорит главный художник города Сергей Пеньков. — В 2004 году впервые провели городской конкурс «Хабаровские узоры», и с тех пор они поднабрались опыта.

За несколько лет в парках «Динамо» и «Северный» появились десятки скульптур из кедра и липы. На выбор предоставляли именно эту древесину: она мягче других пород, легко поддается обработке. Тематика скульптур, как правило, сказочная, но есть и ироничные, к примеру «Сон гаишника». 

— Предложил Денису сделать композицию о том, как доблестные гаишники изымают у сказочных персонажей транспортные средства — метлы, — рассказывает художник Максим Усенко, разделивший первое место со своим напарником Денисом Абдулиным в 2009 году. — Немного абсурдная ситуация, но на то он и «Сон гаишника». Баба-яга, гаишник и арест-площадка достались мне, Денис взялся за другого гаишника со свистком и дерево с Бабками-ежками. Скульптура получилась такой, как и затевали. Единственное, по ходу процесса добавили уместный в этой композиции нетрадиционный дорожный знак.

Правда, не все фигуры сохранились до сегодняшнего дня. Без должного ухода деревянные скульптуры недолговечны. Многие, не выдержав проверку погодой и временем, потрескались и рассыпались. Пожалуй, если и создавать такие фигуры, то стоит взять пример с китайских коллег: они выставляютскульптуры под навесом и в специальных павильонах.

Зимняя визитка нашего города — это ледовые скульптуры.

Пожалуй, многие уже и не помнят, когда появились первые фигуры изо льда в Хабаровске. Настолько они стали привычными.

После визита в Северный Китай городские чиновники предложили украсить краевую столицу ледовыми скульптурами. Там они были очень популярны. В 1989 году для новогоднего оформления парка «Динамо» пригласили команду мастеров из Поднебесной.

— Наблюдали, как китайцы работали с необычным и с детства знакомым материалом, — вспоминает художник, почетный гражданин Хабаровска Сергей Логинов. — Мастер Чао Чан И дал мне заточенную стамеску. И я был удивлен, насколько лед идеален для резьбы. До этого работал с деревом, а новый материал — пластичный, режется, как масло. Наверное, с того момента влюбился в лед. Спустя пару лет отправился на первое международное состязание в Китай.

Впереди череда конкурсов, чемпионатов, фестивалей различного уровня. Постепенно сложилась плеяда художников из числа студентов хабаровских вузов, которые занялись украшением города на Новый год.

В 1998 году, как только на площади имени Ленина появились первые ледовые скульптуры, сразу же был объявлен городской конкурс. На следующий год состязание получило статус дальневосточного. И, наконец, в 2000-м был проведен первый международный конкурс «Ледовая фантазия». На приглашение откликнулись мастера из Китая, Японии, Якутии, Бурятии. А правила — определенные размеры блоков, время — заимствовали у китайцев.

— За всю историю конкурса ни в чем не ограничивали его участников. Темы для работ всегда произвольные. По себе знаю, насколько рамки мешают, — поделился Сергей Николаевич. — Может, поэтому состязание привлекает десятки мастеров из разных стран?

Сегодня кроме «Ледовой фантазии» в парке «Динамо» с 2003 года проходит городской конкурс «Амурский хрусталь». Все скульптуры объединяет тема — «Зимняя сказка». Теперь фигурами украшают не только парки, но и улицы, площадки у торговых центров, даже дворы. Как неотъемлемы понятия «новый год» и «елка», так благодаря хабаровским мастерам зима у горожан ассоциируется с изящными фигурами изо льда.

Хабаровчанам полюбились фигуры мультгероев, которые разместились вдоль городских прудов на уссурийском бульваре.

Более десяти лет назад по инициативе градоначальника Александра Соколова началось преображение прудов. Тогда здесь планировали сделать зону для семейного отдыха — уютную, чистую, украшенную чем-то необычным.

В 2008 году первыми установили фигуру Нептуна из искусственного камня и композицию «Дети на камне», выполненную Эрнестом Буданцевым в технике выколотки по меди. Преображение городских прудов на этом не закончилось…

— Фигуры мультгероев нам предложила сделать мэрия, — говорит Сергей Чухломин, начальник скульптурно-монументальной студии Дальневосточного художественного фонда.— Отвели три месяца. Времени, конечно, мало, но мы справились. Все сотрудники цеха, начиная от скульпторов и заканчивая сварщиками, работали в две смены.

— Выбрали технику выколотки по меди. Сначала сделали эскизы на бумаге, — продолжает Борис Федоровский, художник, автор фигур старухи Шапокляк, крысы Лариски и крокодила Гены. — Потом лепили из глины фигуру в полный рост. Далее изготавливали бетонную модель. И только потом колотили медь, а в полученную форму заливали эпоксидную смолу с песком.

В мае того же года в аллее у прудов установили двенадцать композиций из мультфильмов про Чебурашку, Простоквашино и Винни Пуха.Для закрепления на фундаментустановили штыри, которые уходят в землю на метр. «Когда монтировали скульптуры, горожане аплодировали. Так и норовили сфотографироваться с ними еще до открытия», — вспоминает Борис Николаевич. 

— За первый год нам пришлось несколько раз восстанавливать фигуры, — негодует Сергей Чухломин. — Две дамы, навалившись на Пятачка, умудрились снести ему голову. Кто-то отобрал у Волка из «Ну, погоди!» гитару. А указательный палец старухи Шапокляк несколько раз становился жертвой вандалов.

На следующий годпочти пять месяцев весь цех работал над бременскими музыкантами. В октябре 2009 года скульптуры установили около нижнего пруда. Художники учли первый печальный опыт: новые композиции выполнили в той же технике, но фигуры изготовили толще и прочнее.Чтобы хоть эти мультперсонажи не пострадали от горожан.

Светлана ТРУСОВА



[b]

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)