Темы номера
Во время кинофорума «Золотой Витязь» те, кому посчастливилось услышать пение Владимира Гостюхина в парке имени Муравьева-Амурского, вряд ли забудут его сильный голос. Народный артист Белоруссии, рассказал о своем пути в мир кино и поделился мнением о современных фильмах.
«Рыбак — необыкновенная роль!»
— Владимир Васильевич, рады видеть в нашем городе.
— Спасибо за теплую встречу. Признаюсь, тяжело дался перелет к вам. Сейчас два часа дня, а в Минске, где живу, только шесть утра.
— Сейчас на вашем счету более 80 работ в кино. Как складывалась ваша карьера?
— Непросто. Я не из тех, кто уже на первых курсах блистал у мэтров. В 1970-х годах снимался в эпизодических ролях на старших курсах ГИТИСа, но после окончания ни один из театров не захотел меня брать. В итоге согласился на вакансию мебельщика-реквизитора в театр Советской армии. Почти шесть лет таскал декорации, подрабатывал в массовке. И в 1976 году мне улыбнулась удача. После пробы к фильму «Восхождение» по повести «Сотников» Василя Быкова я получил роль. И не простую, а главную — партизана-предателя Рыбака. На нее также претендовал Владимир Высоцкий. Это была судьба!
— С такой теплотой говорите об этой роли. Она самая любимая?
— Самая дорогая. То, что меня свела судьба с режиссером Ларисой Шепитько, — огромное счастье. Царство ей небесное, она была удивительной женщиной, которая поверила в меня. Настолько погрузился в свою роль, что не просто сыграл ее, а прожил. На время стал Рыбаком, ушел в 1942-й год, забыв о своих проблемах. Я полностью отдавал себя этой роли, по-другому играть бы и не мог. Даже были моменты, когда нас с напарником Борисом Плотниковым, игравшим Сотникова, без чувств выносили с площадки. К концу съемок придумал заключительный эпизод, завершивший образ предателя. Это сцена покаяния, когда Рыбак, стоя на коленях в грязи, поднимает руки к небу, плачет, воет от боли.
Лариса Шепитько показала «Восхождение» Фрэнсису Форду Копполе, который посмотрев его, спросил: «Этот актер жив?». Она ответила: «Да». На что Коппола ответил: «Американский актер после такой роли бы не выжил».
Кстати
Во время беседы 67-летний актер рассказал, что подростком доставлял много проблем родителям: хулиганил, дрался, имел 28 приводов в милицию! Кто знает, как сложилась бы судьба хулигана по кличке Гостюха, если не театральный кружок при местном ДК, куда он однажды прише л забирать сестру.
Эй, дальнобойщик!
— Как актер, чья карьера началась в советское время, сможете оценить современное российское кино?
— К сожалению, мы потеряли все хорошее и ценное: традиции, глубину и простоту. Раньше фильмы делали люди с большой буквы, сколько было шедевров! Из сорока кинолент как минимум десять первоклассного уровня. Они учили нравственности, доброте, жизни. А сейчас ничего своего, только подобие американских фильмов. Кино делают бизнесмены, которые думают о деньгах. Актеры не создают характеры, а играют, как куклы, в руках режиссера. Для меня это неприемлемо: если взять роль, так вживаться в нее, чувствовать всей душой.
— Еще и засилье сериалов…
— Их штампуют десятками каждый год. Хотят сделать как можно быстрее, за меньшие деньги. Но, как ни крути, есть интересные, здравые сериалы, в которых соглашаюсь играть.
— В таком случае чем руководствуетесь?
— Снимаюсь в тех, которые близки по духу. За последние годы исполнил роли в десяти сериалах. И ни за одну из них мне не было стыдно! В них нет ничего безнравственного, пошлого, а только жизнь. Каждая роль по-своему интересна и близка. К примеру, купец Потап Чапурин из сериала «В лесах и на горах» и футбольный тренер Игорь Борзых из «Команды». Игорь Борзых напоминает моего наставника по боксу, которым занимался в юношеские годы. Для меня тренер был отцом, другом, и я постарался стать таким учителем. Близок мне и водитель Иваныч из «Дальнобойщиков».
— Признаюсь, сама следила за сериалом. На роль согласились сразу?
— Прочитал сценарий первых пяти серий, и он мне понравился. Понял, что это мое, и согласился. Правда, до сих пор слышу, как прохожие обращаются: «Эй, дальнобойщик!».
И на сцене, и в кино
— Какой работой порадуете в ближайшее время?
— Последние несколько месяцев работал над четырехсерийным фильмом «Поезд на север». Сыграл Ивана Громова — немолодого, но еще крепкого мужика, который готов на все, чтобы спасти любимую внучку. Это интересная и очень жизненная история. Посмотрев фильм, зритель задумается над многим: что есть долг и вера в себя, как спасают в трудных ситуациях железная воля и несгибаемый характер?
— Вы совмещаете работу в театре (артист более 30 лет живет в Минске и играет в театре-студии киноактера — прим. авт.) и съемки в кино. Что вам ближе?
— Однозначно кино. Театр тоже люблю, но именно кино — моя жизнь! Хоть и начинал с театра, по сей день волнуюсь перед каждым выходом на сцену.
— В Хабаровске вы встретились со студентами института искусств и культуры. Что посоветовали будущим актерам и режиссерам?
— Чаще вглядываться в самого себя и беречь собственное я. Если у художника есть кисть, то актер играет на своих нервах. Поэтому важно правильно распределять свои силы, чтобы не сгореть.
— А почему не решаетесь преподавать? Неужели, предложений не было?
— Обращались, и не раз. Этому делу нужно полностью отдаваться, а оставить кино и театр я не могу.
— Владимир Васильевич, что пожелаете нашим читателям?
— Счастья, удачи и душевного равновесия. Берегите себя!
Светлана ТРУСОВА,
фото автора