Уровень нагрузки вырос до максимума
logo

Темы номера

Уровень нагрузки вырос до максимума

ОАО «ДГК» подвело итоги отопительного сезона. Руководители компании рассказали о сложностях и проблемах, с которыми пришлось столкнуться, поделились планами на ближайшую перспективу.

Нынешнюю зиму хабаровчане и жители края пережили вполне благополучно.

— Не было серьезных проблем в тепло- и электроснабжении, что говорит о правильной подготовке и грамотном распределении средств и сил, — подчеркнул генеральный директор ОАО «ДГК» Михаил Шукайлов. — Не скрою, происходили сбои, но в каждом случае персонал сработал на отлично, потребители не почувствовали неудобств. В общем и целом ДГК закончила сезон успешно и с оптимизмом смотрит в будущее.

Нужны средства на развитие

В третьей декаде декабря 2012 года был «побит» исторический максимум потребления мощности. По Объединенной энергосистеме Востока он составил 5 472 МВт, это самый высокий показатель за 30 лет существования ОЭС Востока.

— ДГК приближается к максимально возможному уровню загрузки генерирующих мощностей, — отметил Михаил Иннокентьевич. — Сегодня строительство новых электростанций, развитие энергетики региона — краеугольная задача, которая требует безотлагательного решения. И хотя запас пока есть, при таких темпах роста спроса на электрическую энергию он будет исчерпан через пять - семь лет. Нельзя допустить, чтобы отрасль стала тормозом развития экономики региона.

Мы проработали, как минимум, в двух вариантах развитие объектов генерации по всем территориям, где работает ДГК: помимо Хабаровского края, это Приморье, юг Якутии, Амурская и Еврейская автономная области. Безусловно, в 2013 году мы продолжим газификацию наших электростанций, в частности пиковой водогрейной котельной Хабаровской ТЭЦ-3. Хотелось бы реализовать больше крупных проектов, но это невозможно по двум причинам: нехватка средств и большая кредитная нагрузка. 2012 год, как и предыдущие, мы закончили с убытками, прогнозируем их и в этом году. Работа по производству электрической и тепловой энергии, теплоснабжению потребителей все больше напоминает благотворительность. Это происходит, прежде всего, из-за перекосов при формировании тарифов, их экономически необоснованного уровня.

Перспективы финансирования туманны

В госпрограмме развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года значительное место занимают проекты большой энергетики региона. Их реализация требует колоссальных средств. Но от создания проекта до его финансирования — пропасть.

— Мы активно участвовали в создании этой программы. Увы, не все, что хотели, туда вошло, — признает глава ДГК. — Хотя составляли ее не из воздуха: собирали данные с территорий о планах промышленного и социального развития, на их основании строили модели развития энергетики, позволяющие обеспечить перспективный спрос в электрической и тепловой энергии.

Есть несколько объектов генерации, которые гарантированно войдут программу, но предметно говорить обо всех планах преждевременно. Перспективы финансирования туманны. В первом варианте госпрограммы на развитие энергетики заявлялось 3,2 триллиона рублей, сегодня речь идет о 900 миллиардов рублей. Будут ли эти деньги в федеральном бюджете, затрудняюсь сказать. Если предложенные нами энергетические проекты реализовать полностью, экономика ДФО на ближайшие 15 —20 лет будет надежно обеспечена энергией.

Выжата до последней килокалории

Хабаровчанам хорошо известна проблема старения ТЭЦ-1, которая исчерпана полностью и как источник тепловой энергии, и как технологический комплекс. Оборудование там предельно изношено, крайне неэффективно ни экономически, ни экологически.

— В плане — строительство современной теплоэлектростанции взамен ТЭЦ-1. И хотя этот проект не попал в федеральную программу, тема жива, поддерживается полпредом и министром развития Дальнего Востока Виктором Ивановичем Ишаевым, — заверил Михаил Шукайлов. — Ведь очевидно, что тормозится развитие столицы ДФО, возможностей по подключению к теплу новых промышленных и бытовых потребителей в городе на южном направлении практически нет.

Сегодня уже определена компания, которая разрабатывает предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Рассматриваются две площадки для строительства новой станции за чертой города — в районе сел Ильинка и Ракитное. Пока не определены величина затрат и источник возврата инвестиций, но проект будет окупаемым, инвесторы из Кореи и Китая уже проявляют интерес. Рано говорить и о конфигурации — будет ли станция газовой, угольной, газо-угольной. Сейчас просчитываются все варианты. Известно, что сегодня в экологическом плане актуален газ. Но не секрет, что его стоимость будет расти, а угля на территории ДФО много. При этом современные технологии очистки дымовых газов позволяют и угольную ТЭЦ сделать экологически безопасной. Можно ли назвать сроки? Они определяются очень просто — состоянием ТЭЦ-1. То есть не более 6—7 лет, время поджимает.

Диагностика плюс профилактика

Сегодня потери на теплосетях достигают 20—21%. Есть нормативные потери, от которых не уйти, есть сверхнормативные, с которыми нужно бороться.

— Проблема эта серьезна, — соглашается заместитель генерального директора по экономике и финансам Андрей Ткачук. — Причем не только для большой энергетики, но и для жилищно-коммунального комплекса. Если обобщить, без малого одна наша электростанция работает на обогрев улиц. В целом по Дальнему Востоку, где мы работаем, необходимо менять в год порядка 80 километров тепломагистралей, это требует около 3,5 миллиардак рублей. Таких денег у энергокомпании нет. Мы в состоянии потратить около 1,5 миллиарда. Потому рекордный объем перекладки магистральных теплотрасс, которого мы достигли, — 42 километра, но обычно получается меньше. Работаем по схеме: диагностика — профилактика. Определяем наиболее изношенные участки, делаем точечный ремонт, восстанавливаем ветхие сети, элементы изоляции. Самая плохая ситуация с теплосетями сегодня во Владивостоке, относительно благополучная — в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В целом же износ сетей достигает 40%.

Мы предложили администрациям территорий включить в целевые программы замену тепловых сетей и теплоизоляции. В ДГК есть подобная программа, реализуя которую мы постепенно — на полпроцента в год — снижаем потери на тепломагистралях. Но если бы мы могли перейти к современным технологиям, по которым работают сегодня европейские страны, то сразу сэкономили порядка 80 миллионов рублей. Однако на Европу равняться сложно. Можно как пример привести идеальный финский вариант, где потери — 11%. Финны работали над таким результатом в рамках целевой государственной программы и шли к нему не один десяток лет.

Потолок платежеспособности достигнут

Парадокс: тарифы растут, а компания терпит убытки. Средств же на развитие нет вовсе. Каким же должен быть тариф для потребителей, чтобы ДГК могла приблизиться к идеальному финскому варианту?

— Экономически обоснованный тариф на теплоэнергию — процентов на 30 выше существующего. В рублях это порядка 18 миллиардов, на эти деньги можно построить пару самых небольших современных газовых ТЭЦ. Но ясно, что без конца повышать стоимость ресурсов нельзя, платежеспособность населения не безгранична. С каждым шагом увеличения тарифов возрастает доля неплатежей. Поэтому и установлена планка в рамках инфляции — не более 6%. Вопрос: что делать с оставшимися, объективно необходимыми энергокомпании процентами роста? Развитие генерирующих объектов — государственная задача, и решать ее нужно на федеральном уровне.

К тому же с 2012 года тарифы на тепловую энергию повысились не с начала года, а с середины, что значительно повлияло на экономику ДГК.

— 60—65% объемов производства электрической и тепловой энергии у нас приходится как раз на первое полугодие,— поясняет Михаил Шукайлов. — Но с 1 января начинают действовать новые договоры — с поставщиками и подрядчиками, цены на уголь и газ, железнодорожные тарифы, ремонтные услуги возрастают. А мы продолжаем работать по прошлогодним тарифам, и в поступлениях средств возникает полугодовой разрыв. Издержки ДГК от этого оцениваются в 500 миллионов рублей. Приходится брать кредиты. Понятно, что с 1 июля какую-то часть компенсируем, с 1 сентября — еще одну часть, но о развитии приходится лишь мечтать.

Радует, что правительство страны планирует переходить к долгосрочному регулированию тарифов, они будут меняться раз в 3—5 лет. Это будет удобно и населению, и энергокомпаниям, которые смогут заключать долгосрочные контракты.

Справка

Долги за горячую воду и отопление перед ДГК уже превышают 6,7 млрд рублей. Этих денег хватило бы не только на все запланированные в 2013 году ремонты электростанций и тепломагистралей, на продолжение газификации ТЭЦ, но и на другие важные для региона энергопроекты.

Елена ТИХОНОВА,

фото Александра СТУДЕНИКОВА



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)