Темы номера
Акция «Ночь музеев» прошла в Хабаровске. Свои двери в темное время суток открыли Гродековский и художественный музеи. Корреспондент «Хабаровских вестей» побывала в одном из них.
Шумно на небольшой площадке у входа в Дальневосточный художественный музей. На разогреве играют местные рок-группы. Кто-то из пришедших только-только успел получить заветный билет, другие изучают программки.
— Посмотрите, как много людей! А сколько молодежи! — отмечает Валентина Запорожская, директор Дальневосточного художественного музея, лауреат премии им. Я. Дьяченко. — А ведь впервые мы акцию провели еще семь лет назад. И теперь ежегодно принимаем ночных гостей.
Виртуозно отбивая дробь, на крыльцо выходит группа барабанщиков оркестра штаба Восточного военного округа. Так стартовала «Ночь музеев». Ну что, зайдем внутрь?
Восток — дело тонкое
В этом убеждаешься, зайдя в галерею на первом этаже. Кто-то уже смотрит фильм о культуре Японии, другие учатся искусству оригами. Несколько незамысловатых движений — и лист бумаги превращается в белого журавля или красную розу.
— Общее правило при составлении икебаны — отсутствие симметрии, — объясняет Арикава Риоко, которая многие годы живет в Хабаровске. Она берет ветки разной длины и закрепляет их на кензан — железный держатель. — С разных ракурсов композиция должна смотреться по-разному, но неизменно интересно и чарующе.
Не протолкнуться на втором этаже: каждый спешит все посмотреть, попробовать. Такая толкучка, скорее, мешает и немного раздражает. Одни лепят из глины игрушки, другие — крутят кувшины. Кто-то на черном полотне, символизирующем Галактику, рисует красками ракеты, звезды, планеты.
— Смотрите, какая у нас Луна получилась, — смеются студентки Марина и Яна.
В выставочном зале, погрузившемся в темноту, свет падает на юных скрипачек — учащихся музыкальной школы № 1 Хабаровска. А в соседнем зале художники рисуют портреты на холстах и на лицах детей — мордочки животных и цветочные узоры.
Экскурсия в темноте
В залах западноевропейского искусства в темноте, вооружившись фонариком, экскурсовод показывает картины Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Камиля Коро. Честно говоря, с трудом видно, чьи портреты изображены на полотнах.
— А это одна из старинных картин нашего музея. Она выполнена в XVI веке, а ее автор неизвестен, — светит на «Исцеление ран святого Роха» Ирина Волочкова.
К счастью, в залах русского искусства светло. Разглядеть можно каждую деталь на полотнах наших мастеров. Вот и «Портрет девочки» Алексея Харламова, и «Сосновый бор» Ивана Шишкина, и пейзаж «Лов рыбы на Черном море» Архипа Куинджи, и «Змей Горыныч» Виктора Васнецова.
— Даже и не знали, что здесь столько картин классиков, — откровенничают студенты.
— Сына, не трогай! Ты знаешь, что этой картине больше ста лет? — укоряет своего шалуна отец.
А в это время участников «кошачьего квеста» проводят по тем местам, где в обычное время вход запрещен: служебная лестница, мастерские художников, кабинеты сотрудников музея. Вот только фонды остаются скрытыми от любопытных глаз посетителей.
К двум ночи, немного утомленные, они покидают музей, уносят с собой подарки. Жаль только, что так и не удалось рассмотреть в темноте шедевры мирового искусства…
Светлана ТРУСОВА,
фото автора
Справка: По инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции в 2005 году впервые прошла международная акция «Ночь музеев». В этом году ее символ — карта звездного неба с кольцеобразным солнечным затмением. И это неслучайно: 2013 год — рекордный по количеству лунных и солнечных затмений.