Триллион... в карманах
logo

Темы номера

Триллион... в карманах

Закон о Федеральной контрактной системе принят, и с 1 января 2014 года жить придется по новым правилам, а главное — по средствам. Аппетиты заказчиков убавят до уровня государственной обеспеченности.

Наша газета снова обращается к данной теме, и вот почему. Ежегодно через государственные закупки в экономику страны вливаются до 10 трлн рублей Хабаровск тоже демонстрирует рост. В 2012 году размещено заказов на 7 миллиардов рублей, или на 2 миллиардов рублей больше, чем в предыдущем. А на 5 апреля текущего года объем закупок достиг 2 миллиардов 183 миллионов рублей. Если темпы сохранятся, выход на уровень 8,5 млрд руб. обеспечен. Суммы огромные. Налогоплательщики вправе знать, на какие цели и насколько эффективно расходуются средства.

Наш собеседник, начальник управления муниципального заказа администрации города Юрий Кромских, принимавший участие в работе московского форума-выставки «Госзаказ-2013», подметил интересную деталь. У представителя Республики Корея спросили, как у них обстоят дела с контролем за госзакупками. «Проблем нет — ответил он. — Каждый гражданин может зайти на сайт и поинтересоваться, что закупается, для чего и по какой цене, высказать свое мнение. Мы, конечно, маленькая страна, но у нас все открыто и прозрачно».

На прозрачность и заточена федеральная контрактная система. Мириться с ежегодным растаскиванием по карманам триллиона рублей из средств на госзакупки (данные Счетной палаты) дальше нельзя.

Заказчик правит бал

— Юрий Георгиевич, закон о контрактной системе оправдал надежды вашего коллектива, позволит решить проблемы, связанные с несовершенством предшественника — ФЗ-94?

— Откровенно говоря, мы не ожидали законодательного закрепления возможности заказчика в одностороннем порядке расторгать контракты. Исполнитель, выигравший аукцион, может незаслуженно лишиться заказа, если кто-то попытается «тянуть» своего.

Беспокоят также возросшие суммы обеспечения контрактов. Большая финансовая нагрузка на участников торгов заведомо ограничивает конкуренцию. Попробуйте извлечь из финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия 30% средств! Не оплатите сырье, не выдадите людям зарплату — и пошло-поехало. В связи с этим должны очень ответственно, строго в рамках законодательства, действовать заказчики. Будут злоупотреблять — пострадает бизнес. Конечно, федеральная контрактная система, как любой другой закон, будет непременно шлифоваться жизнью.

Контроль от а до я

— Хорошо, а в чем приятная новизна Закона?

— Важных моментов много. Заказчики, которые имеют оборот 100 и более миллионов рублей, обязаны создать контрактные службы, которые будут контролировать процесс от планирования до исполнения контракта. Столь полного цикла не было в действующем законе. Порядок размещения заказов контролировали, а до качества руки не доходили. Антимонопольная служба отслеживает лишь процедуру размещения заказа. В итоге бьем по хвостам. После совершения финансовых операций ничего изменить нельзя. Отсюда главным отличием новой системы контроля будет ее распространение на этапы планирования закупок и исполнения контракта.

Разрешено устанавливать ограничения для заграничных товаров и услуг. Пока эта норма действует в отношении закупок для нужд обороны и безопасности. Обозначен приоритет отечественной инновационной продукции.

Хочу «Лексус»!

— Скажем, я заказчик, хочу вместо «Волги» ездить на служебном «Лексусе». Кто остановит мою прихоть?

— Есть такая возможность. Для различных товаров и услуг будут применяться соответствующие виды нормирования. Захочешь купить автомобиль будешь ограничен как по цене, так и по избыточным опциям. В Минэкономразвития страны нам сообщили, что готовится и будет утвержден правительством специальный перечень: кому, на каком уровне что положено. Строго распишут товары и услуги, которые необходимо проводить путем аукциона или конкурса.

— А кто будет решать, эффективная закупка или нет?

— Закон обязывает: провели торги — разместите информацию на сайте госзакупок. Росфиннадзор анализирует сделку. Счетная палата смотрит, что планировалось и что приобретено фактически. Для крупных закупок предусмотрено общественное обсуждение, которое проводится на этапе планирования. Это мощный рычаг. Добросовестным будет считаться поставщик госзаказа, исполнивший 75% контрактов. Эффективной можно считать ту закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика, соблюден баланс качества и цены.

Еще одна очень важная деталь. В 2015—2016 годах планируется создать единую информационную систему. Как она будет работать? Допустим, заказчик или уполномоченный орган отмечает некорректно обоснованную цену контракта. Включается система, которая не допустит предполагаемые закупки до размещения на торгах. Желающим обогатиться возвращаются документы с позорной надписью: «некорректное обоснование цены контракта». Затраты на «умное» оборудование составят порядка 4 миллиардов рублей. Дорого, но такого инновационного решения пока нет ни в одном государстве мира.

Мир в аукционе

— Известно, что наши торги будут расширяться до международных масштабов.

— Да, с 1 января текущего года на электронные торги перешла Республика Беларусь и может участвовать наравне с отечественными предприятиями. На очереди Казахстан.

— Нашим производителям придется несладко?

— Конечно. Тем не менее приняты меры по защите отечественного производителя. Взять сельское хозяйство. В связи с непростыми климатическими условиями Дальнего Востока оно планово-убыточное. Без государственной поддержки не выжить.

— Насколько известно, наша страна еще не подписывала договор о государственных закупках в рамках ВТО.

— Вопрос на стадии проработки. Но готовится надо сегодня, и очень серьезно. 33 европейских государства уже дали согласие на участие в наших государственных закупках. В то же время, делать резких движений нельзя до тех пор, пока отечественный производитель не наберет силу и не станет способным составить конкуренцию европейским поставщикам товаров и услуг. Надо оттачивать систему, решать ключевые проблемы.

Один из участников форума высказал мнение по поводу системы контроля. Мол, ужесточать порядок надо, и никто с этим не спорит. Но в законе не прописана ответственность работника контролирующего органа за неправильно вынесенное решение. Наказание должно строго соответствовать нарушению. Если произошла незначительная техническая ошибка, не повлекшая за собой нарушений прав участников торгов, зачем ломать копья? Другое дело, когда исполнитель внес в документацию несуществующие технические требования, которые ограничивают конкуренцию. В этом случае надо наказывать на всю катушку.

Наша беда в том, что суды общей юрисдикции, как правило, выносят решения по накатанному сценарию, не вдаваясь в существенные детали. Законы о закупках, старый или новый, носят сугубо экономический характер, и спорные вопросы должны решаться в арбитражных судах. У них богатый опыт.

Бизнес выиграет

— Станет контрактная система благодатной для малого и среднего бизнеса?

— Думаю, что да. Если по ФЗ-94 доля размещения заказов для малого и среднего бизнеса составляла не менее 10 и не более 20% от объема перечня, то сейчас все по-другому. Нижний порог составляет не 10, а не менее 15%, высший хоть до 100%. То есть верхняя планка не установлена. Это шаг к укреплению позиций малого и среднего предпринимательства. Но максимальная цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

— Давайте проясним читателям газеты существенную деталь. Налоговая доля города снижается из года в год. В прошлом году налогоплательщики Хабаровска уплатили во все уровни бюджетной системы 56 миллиардов рублей. В том числе: 13 миллиардов рублей — в федеральный бюджет, 38 миллиардов рублей — в краевой, и всего 5 миллиардов рублей — в бюджет города. Зато объемы муниципальных закупок растут. Как понять? Наверное, не в ценах дело.

— Конечно, нет. Объем закупок увеличивается не за счет городского бюджета, а за счет выделения Хабаровску средств по федеральным целевым программам. Деньги даются под строительство социально значимых объектов, дорог и т.д. Отсюда рост размещаемых заказов.

— В прежние годы мы отмечали экономию на муниципальных заказах в сотни миллионов рублей. Что изменится с переходом на контрактную систему?

— Думаю, останемся на уровне прошлых лет. Годовая экономия средств составляет 7%. Больше — плохо, пострадает качество. Важно держать оптимальную грань и не ходить по лезвию ножа. К примеру, по состоянию на 1 апреля текущего года экономия составила 6,9%. Это 161,7 миллионов рублей. Сумма немалая. По решению городской думы эти средства можно направить на другие социальные проекты. Это наши деньги.

— А куда пойдут сэкономленные федеральные, краевые средства?

— Будут возвращены в соответствующие бюджеты. Хотя считал и считаю: было бы справедливым половину сэкономленных денег оставлять в бюджете города. К сожалению, такого положения нет ни в старом, ни в новом законах. Практика подсказывает: жизнь докажет такую необходимость.

Подготовил Петр МАЗУР



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)