Темы номера
Хабаровчане возмущены вырубками деревьев в городе. Для чего губят зеленые насаждения, которые, по мнению общественности, могли бы еще жить да жить? Нет ли заговора против городской экологии? Мы попытались разобраться в ситуации.
… щепки летят
Деревья рубят сейчас по всему городу — надо поспеть, пока они не проснулись, чтобы был нанесен наименьший вред. Под топор идут безнадежно больные, дабы не заразили соседей, отжившие свой век. Деревья стоя не умирают — есть риск, что они упадут и могут пострадать люди. Тем насаждениям, которым еще можно помочь, прописывается санитарная обрезка. После таких процедур какое-то время деревья выглядят не очень эстетично, зато у них есть возможность начать новую жизнь — не зря такая обрезка называется омолаживающей.
Еще одна категория, попавшая в «расстрельный список», деревья, которым не повезло с пропиской. Исключительно из добрых побуждений они были посажены в свое время не там, где надо: слишком близко к домам, над подземными коммуникациями и т.п.
Дорогу молодым!
Обывателям, действительно, может показаться варварской рубка деревьев, но…
— Санитарная рубка входит в комплекс мероприятий по озеленению города, — объясняет Ирина Дубянская, начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска. — В основном вырубать приходится те деревья, которые посажены 40—50 лет назад, когда из соображений экономии использовали только «бюджетные» тополя и ильм. Сейчас тратятся огромные средства, чтобы в городе были представлены различные виды деревьев, которые сделают его еще красивей. Ежегодно высаживается больше, чем вырубается. К примеру, в прошлом году вырублено сухих и старовозрастных деревьев 3 521, а высажено 11 454 дерева и 10 843 кустарников.
Никакого криминала: старые деревья уступают дорогу молодым.
СКВЕРный Хабаровск
Наиболее заметна деятельность городских экологов в скверах. Она-то и вызывает больше всего нареканий со стороны граждан: мол, прошлись пилой по самому сердцу — лишили деревьев. Вместе со специалистом-лесопатологом управления по охране окружающей среды и природных ресурсов Мариной Целуйко выезжаем в поселок имени Горького, где тоже недавно были волнения народных масс.
Особо охраняемая природная территория местного значения берет в кольцо местный Дом культуры. На одной части территории работы были проведены в прошлом году — на газонах, ведущих от входа в культурное заведение к фигуре задумчивого Ильича, звонкие молодые саженцы скучают о тепле. Ранней весной в сером от обилия тополей сквере выделяются лишь два ярких пятна: выкрашенный сине-зеленым по странной прихоти неизвестного художника постамент Ленина и разноцветный снег от растаявших зимних фигур. Да разбавляет мрачную картину шумная стайка девчонок, затеявшая прыжки через лужи. А, собственно, как тут еще развлекаться?
— Это сейчас здесь все кажется унылым, а травка позеленеет, деревья проснутся, и сразу красиво станет! Мы еще и вдоль боковой аллеи посадили деревца, видите, — показывает Марина на стройный ряд саженцев у дорожки, упирающейся в какую-то трубу. — Здесь дубки, клен, рябина, ясень и липа… Если говорить в цифрах, то это 69 новых кустарников и 198 деревьев. В этом году планируется высадить еще около 200 штук.
Буйный лес за Домом культуры экологам пришлось проредить — это и спровоцировало людское недовольство. Посаженные еще в 1939 году тополя представляли реальную угрозу для прохожих и играющих на детской площадке детей. Если таковые здесь были, конечно. Судя по следам жизнедеятельности, обильно представленным на особо охраняемой природной территории, место это облюбовали любители спиртного различной тяжести. Остатки цивилизации — изуродованные временем и людьми скамейки — утопают в море бутылок и сопутствующего мусора…
— Фотографируете это безобразие? — подходит житель поселка. — Мы эти деревья сажали 70 лет назад и назвали тогда эту аллею Комсомольской. Почему же нас не спросили, когда вырубали деревья?
Стволы деревьев уже увезли, но достаточно посмотреть на пни, чтобы понять, почему их спилили. Вопросы отпадают сами собой.
— Внешне тополя выглядели вполне прилично — неспециалист и не поймет, что дерево внутри прогнило, — останавливается Марина Целуйко возле рассыпающегося пня. Небольшая стенка — сантиметров 15 толщиной, а посредине — пустота. — Этот тополь высотой был 25 метров, при этом держался только чудом, упасть мог в любой момент! Тем более что рядом стоят горки и могли пострадать дети. Всего несколько деревьев оставили нетронутыми, большинство прогнило…
Здесь и воздух пахнет прелыми листьями и гнилушками, как в тайге. Пока трудно представить, что это место обретет цивилизованный вид.
— Восстановление компонентов природной среды — один из шагов в рамках целевой экологической программы, — говорит начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска Ирина Дубянская. — За два года на обустройство сквера имени Горького потрачены около 5 млн рублей. Сейчас планируется сделать водоотведение, чтобы не погибли деревья. Работы проводятся и в других городских скверах. На очереди сквер возле Центра по социальной работе с населением поселка Красная Речка. Наведем порядок в скверах — станет в Хабаровске красивей и уютней.
Ирина ТРОЦЕНКО,
фото автора
Справка: Площадь сквера им. М. Горького — 37 298, 4 кв. м