Темы номера
Социально ответственное предпринимательство входит в нашу жизнь и нуждается в законодательной поддержке.
Слезы радости
Хабаровчанка Анна Николаевна Плотникова не забудет этот день никогда. В их частный дом вошел сравнительно молодой, обаятельный человек, вручил кучу денег и был таков. Незнакомец не оставил ни имени, ни адреса, но подарил надежду на выздоровление дочурки. Лечение требовало не просто денег, а огромных денег. Семье такой суммы было не собрать за всю жизнь. Операция за рубежом прошла благополучно. Доченьке уже исполнилось 6 лет. Скоро в школу.
Год спустя Анна Николаевна увидела этого человека в автомобиле и буквально кинулась навстречу. Лицо бизнесмена просветлело: выздоровление ребенка было и для него радостью. А потом ко дню, считай, второго рождения девочки, от него принесли красивые куклы. Рассказывая эту историю, мать не могла сдержать слез радости.
Славные сапожки
До сих пор вспоминаю очень энергичного предпринимателя Аркадия Александрова. Человек покинул страну в лихие девяностые, а сегодня готовится к возвращению, причем с багажом зарубежного опыта. Помню, как он на дух не переносил просьбы многочисленных организаций перевести средства на благотворительность. Бизнесмен твердил одно: разворуете, дайте лучше адреса людей, нуждающихся в помощи.
Анна Николаевна Яшина, жительница частного сектора, не думала и не гадала, что так может обновиться ее старенький дом. Будто сбылась мечта мужа, ветерана Великой Отечественной войны. Присланные люди старались делать работу с душой, да и сам Аркадий Петрович наведовался на объект дважды: с дотошной проверкой, все ли делается на совесть.
А многодетную семью Крюковых перестала мучить головная боль, как обуть на зиму ораву ребятишек. Знатные сапожки бесплатно тачала для них обувная фабрика бизнесмена.
Здесь и надо бы сделать экскурс в биографию этого человека. Коренной хабаровчанин. Трудяга. Хорошую обувь начал мастерить еще в советские годы. Надевал фартук и творил. Модницы души в нем не чаяли. Партийная рать выстраивалась в очередь. На рыночной заре Аркадий Петрович нашел мастеров, выкупил немудреную усадьбу и отгрохал на ее месте настоящую обувную фабрику. Если небогатый народ шел с просьбой — отказать не мог. Помню возмущение его молодого зятя: дескать, когда, наконец, закончится эта благотворительность тестя и не надо будет ехать по очередному адресу? Бизнесмен был строг: люди попросили — иди.
Предприниматель, не растерявший доброе отношение к землякам, возвращается: тянет на Родину, да и мыслишка одна есть — построить дома обувную фабрику, оснащенную с иголочки.
Кто придет на смену?
Первопроходцы нашего бизнеса, выстрадавшие все муки и риски, становятся внимательнее к людям, считают долгом внести лепту в создание неповторимого облика родного города, в его культуру. А как будет строить социальную помощь новая поросль? По данным социологов, 41% молодых людей от 18 до 34 лет видят в предпринимательстве свое будущее. Через два-три года они ринутся в бизнес. А сумеют ли поднять планку социальной ответственности?
Наверное, многое будет зависеть от того, насколько емко и точно установит законодатель, что такое социальное предпринимательство. Это благотворительность или нечто значительнее? Меценатство было развито в старой России, в том числе и в Хабаровске. Прекрасные здания и многочисленные пожертвования оставили, к примеру, купцы Плюснины. Они приехали в город почти сразу за первыми поселенцами. Богатели, строили не просто дома, а шедевры архитектуры того времени. Духовность двигала капиталом.
Что изменилось? Что привнесло в благотворительность время? По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, от простого спонсорства и меценатства, помощи малообеспеченным слоям населения благотворительность перешла к более сложным формам партнерских отношений. Компании стали выстраивать долгосрочные стратегии участия в социальной и культурной жизни. А главное — тема социальной ответственности бизнеса стала модной, поднимает имидж предприятия в глазах партнеров, подчеркивает его стабильность, дает творческий и духовный импульс.
Есть еще одна сторона медали. Участие компании в крупных социальных и культурных объектах дополняет ее возможности укреплять позиции внутри страны и за ее пределами, наладить тесные отношения с властью.
Еще плюс, на который обратил внимание известный бизнесмен, председатель городского совета по предпринимательству Александр Тишутин. Благотворительность во всех ее формах, несомненно, работает на авторитет деловых людей. Казалось бы, непрямые выгоды, а эффект колоссальный. Поле для благотворительности огромное. Дивиденды работают на культуру и духовность. В городе сотни социально-культурных объектов, в строительстве которых так или иначе участвовал частный бизнес.
Родник настроения
Когда компания «Печнов» посылает семьи лучших работников на отдых в другие страны, это не просто дань достойному труду, хотя это изначально важно. Людей учат познавать культуру стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а заодно пропагандировать и беречь как зеницу ока свою.
На эту святую струну компания настраивает с детства. В здании на самом видном месте довелось увидеть выставку поделок детей сотрудников. Каждое произведение ребенка удивляло по-своему. В поделках из зерен и макаронных соломок дань ребячьего уважения коллективу, где трудятся родители, детская уверенность, что у папы и мамы все будет хорошо. А для взрослых это родник настроения.
Для персонала организованы бесплатное питание, доставка на работу и обратно автотранспортом предприятия. У работников весомый социальный пакет. Компания помогает матерям-одиночкам, компенсирует часть оплаты за детские сады, отправляет ребятишек на отдых. Ну а в масштабе города спонсирует спортивную подготовку детей и молодежи. По большому счету такие коллективы цементируют государство, берегут и развивают его культуру.
В меценатство не играют
В городе немало предприятий, для которых социальная ответственность не пустой звук. Мы как-то подзабыли, что молодой бизнес уже дважды спасал Россию в постсоветский период. Челноки 90-х годов мотались с огромными китайскими баулами, наполняя товарами полки магазинов. Рисковали, мерзли, маялись на таможнях, но приодели население с ног до головы, причем по доступным ценам.
А вспомним дефолт 1998 года! В труднейший период малые и средние предприятия города поддержали его экономику, сохранили рабочие места для ста тысяч хабаровчан.
О чем это говорит? Надо создавать условия для развития предпринимательства — через снижение налогов, тарифов, улучшение инвестиционного климата. Обернется сторицей. Будет у нас сильная опора.
Но о чем беспокоится бизнес-сообщество и чего просит? Внести в закон о поддержке малых и средних предприятий четкое определение, что есть социальное предпринимательство. Инициативные люди, желающие развивать это направление бизнеса, хотят знать, каким будет климат его поддержки. Проблема льгот для спонсорства и меценатства так или иначе встанет. В США они солидные, в Европе поменьше, а в России чисто символические. Думается, творческий и духовный импульс социального предпринимательства нелишне подогреть финансами. Будет польза и населению, и государству. В меценатство не играют, его выстраивают всей предпринимательской жизнью.
Петр МАЗУР