Темы номера
Проблемы неблагополучия семей и взыскания алиментов с родителей, не желающих заботиться о своих детях, подняли судебные приставы за круглым столом.
К обсуждению были приглашены представители правительства Хабаровского края, городской администрации, уполномоченная по правам ребенка, общественность.
— Традиционные меры принудительной практики результата не дают, — признал Ибрагим Гобеев, начальник Управления Федеральной службы судебных приставов Хабаровского края.
Что бы такого придумать?
Было время, когда при одном только слове «алименты» представлялся папашка, коварно бросивший семью, спившийся или, наоборот, уверенно шагающий дальше по жизни, но совершенно забывший о том, что у него есть дети.
Сегодня в эту картину нужно внести коррективы. Помнить о собственных детях не хотят не только отцы, но и матери, и никакой природный инстинкт не может их повернуть лицом к своим чадам. Статистика, приведенная главным приставом, впечатляет. На сегодняшний день в исполнении находится 17 688 «алиментных» дел. Из них только 2 514 родителей выплачивают содержание детям добровольно. Остальные либо скрываются, либо не работают, либо хитрят, пользуясь несовершенством законодательства. Последние исправно отчисляют 300—500 рублей на содержание ребенка ежемесячно. На самом деле должны ему десятки, а то и сотни тысяч рублей. Закон снисходителен к таким родителям и к категории злостных неплательщиков не причисляет, ведь платят же, не скрываются. А исполнится сыну или дочке 18 лет, так и вовсе аннулируют долг.
Есть и еще одна категория неплательщиков алиментов — убежденные. Это те, кто считает, что никому ничего не обязаны. Они смеются в лица приставам, дескать, что вы можете, и не стесняясь, заявляют: нужны государству граждане — пусть заботится.
Государство, по сути, может не много. Уголовная ответственность для злостных неплательщиков алиментов была введена не так давно. Срок один год для всех тех, кто не желает трудиться и зарабатывать, ведет асоциальный образ жизни — протянутая дружеская рука.
— Я этот год на одной ноге простою, — заявил такой отец, вылезая из колодца канализации, когда за ним пришли судебные приставы. Для него оказаться зимой в местах не столь отдаленных, где дадут помыться и трижды в день покормят — благо!
— Уголовная ответственность должна быть пропорциональна задолженности, — убежден Владимир Кулыгин, директор Дальневосточного филиала Российской правовой академии Минюста России. — Чем больше задолженность по алиментам, тем больше уголовный срок. Решительная воля государства возымеет действия.
Дом или детдом?
Пробелы в законодательстве и малоэффективные усилия по взысканию алиментов компенсируются мерами социальной поддержки.
— Из 22 тысяч одиноких мам 21 тысяча обращается за социальной помощью, — отмечает Светлана Жукова, уполномоченная по правам ребенка в Хабаровском крае. — Пособие в различных регионах разное, но везде недостаточное. В результате бедность и социальные болезни.
Как-то одна мама (вполне ответственная), сидя в редакции нашей газеты, в порыве отчаяния обронила фразу, смысл которой сводился к следующему: а не отдать ли троих детей в детский дом? Там государство на ребенка ежемесячно выделяет по 20 тысяч, а она едва концы с концами сводит. На самом деле никогда и никому она детей не отдаст. Через минуту от женской слабости не осталось и следа. Да и знает эта мама, что завидовать-то воспитанникам детских домов нечего.
После того как за детдомовцами закрываются двери государственного учреждения, только 30% из них социализируются, приспосабливаются к жизни. 30% попадают в криминалитет, еще 30% погибают. По словам омбудсмена, в детских домах тоже поднимают вопрос о взыскании алиментов с родителей. Только уже государству, которое взяло на себя заботу о брошенных детях.
— Что взять с мам, чьи дети находятся в детских домах, а сами они не работают? — говорит Татьяна Паньшина, начальник отдела опеки и попечительства города Хабаровска. — Рычагов воздействия на таких родителей пока не придумали. Выходом из ситуации могло бы стать принудительное трудоустройство мамочек, лишенных родительских прав. Причем трудоустраивать их необходимо в те учреждения, где живут их дети. Это позволит выстраивать детско-родительские отношения и выплачивать алименты собственным детям. Необходимы изменения в Гражданском кодексе, где бы был пункт «вменить обязательное трудоустройство в учреждение по месту нахождения ребенка с выплатой алиментов из заработной платы матери».
В чем первопричина
— Разводы и алименты — вещи неотделимые, —считает Ибрагим Гобеев. — По количеству разводов Россия сегодня в числе лидеров. Каждый второй брак распадается. Воспитание семейных отношений — дело не одного дня. А проблему нужно решать уже сейчас. Именно поэтому в Государственной Думе обсуждается вопрос создания в России алиментного фонда. Предполагается, что государство возьмет на себя выплаты по алиментам, пока идет розыск тех, на кого суд наложил эту обязанность.
Впрочем, инициатива имеет своих противников. Будет открыт фонд или нет — покажет время. Поэтому судебные приставы очень рассчитывают на помощь общественности. Вспомнили даже товарищеские суды на предприятиях, которых в свое время очень боялись нарушители социалистической дисциплины, в том числе и нерадивые родители. В скором времени в Законодательную думу Хабаровского края будут направлены предложения, суть которых сводится к тому, чтобы оформлять в собственность несовершеннолетнего часть жилья, принадлежащего должнику, если ничем другим и никак по-другому он не может отдать долги собственным детям.
Все это дело будущего. Сегодня же все надежды на молодежь. Именно ей отведена большая роль в формировании здоровых и крепких браков. Акции по «сбору совести» для неплательщиков алиментов, рейды по местам проживания должников будут проводиться при непосредственном участии студентов вузов и ссузов. Те, кому только предстоит создать семью, должны заранее осознавать всю ответственность.
Ольга ЧЕРВАКОВА
Справка
Сегодня 1 879 человек в Хабаровском крае находятся в розыске за неуплату алиментов. 4 552 должника ведут асоциальный образ жизни, не работают. 3 685 должников — женщины, которые не выплачивают своим детям содержание.
В 2012 году возбуждено 1010 уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов.