Темы номера
Экономика вошла в рынок, а профессионально-технические училища не успели, застыв на рубеже 1980-1990-х. Дефицит высококвалифицированных рабочих стал тормозом в развитии.
Предприниматели ахнули: престиж рабочего человека резко упал. Проблему даже поставили рядом с коррупцией и административными барьерами. А произошло вот что.
Пролетарий… пролетает
Портрет рабочего класса Хабаровска: 15,4% — женщины, 84,6% — мужчины. Средний возраст — 48 лет, стаж работы — 20 лет. 54% окончили техникумы и ПТУ.
Из сотни опрошенных рабочих промышленных предприятий города почти 70% оценили свое благосостояние как среднее, 28,3% — ниже прожиточного минимума. 47,8% респондентов не имеют представления о том, что будет с предприятием через год, 27,2% потеряли надежду на стабильную работу. Лишь один из пяти высказал оптимистическую точку зрения. Люди полны желания зарабатывать больше, но на устаревшем оборудовании невозможно добиться высокой производительности труда и конкурентоспособности продукции. Вяжет по рукам и ногам проблема высокой затратности производства — общая для дальневосточных предприятий.
В числе пожеланий опрошенной сотни — обновление оборудования, полная загрузка предприятий, повышение квалификации рабочих и управленцев.
Кто на пороге?
Население Хабаровска от 14 до 30 лет составляет 156,6 тысячи человек. Это 27% от всех проживающих в краевом центре и 42% трудоспособного возраста. Хабаровск ежегодно покидают от 8 до 9 тысяч человек в возрасте 16—29 лет. Эксперты делают вывод: уезжают те, кто получил хорошее образование, но не смог найти достойную, а порой вообще какую-либо работу. Профессия рабочего вдали от уважения. Родители холят деток, оберегают их от ручного труда. Главное, мол, институтский диплом, а там жизнь покажет.
Самая проблемная категория молодежи — девятиклассники. Часто покидают школу, обделены вниманием в неполных семьях, а вакуум воспитания нередко заполняют вредными привычками. Время приглядеться к опыту Германии. Девятиклассники в этой стране — самый богатый ресурс для развития промышленности. Юношей буквально за руку ведут в профессионалы, тратя уйму средств. Мир понял: других ребят нет и не будет. На этой части молодежи надо фокусировать все меры защиты рабочего человека, обеспечивать его интеллектуальный и профессиональный рост. Это линия чрезвычайной важности. Работодателю придется навсегда отказаться от практики экономить на специалистах рабочих профессий. Обойдется дороже.
Исповедь профи
Молодое предприятие Хабаровска, подвизавшееся к судоремонтному и судостроительному производству, чуть ли не со свечкой искало специалиста по выточке и шлифованию валов. А нашло — вцепилось в него зубами. Шутка ли, человек не просто читает чертежи, а щелкает их как орешки. Токарь от бога.
Рыжеволосый двадцатидевятилетний Андрей вызывает восхищение молодостью, темпераментом, проницательным умом. По-юношески увлеченный свалившийся большой работой, молодой человек горит в своем деле. Его станок — помесь верстака с компьютером. Включает кормильца — в глазах просветленность. Находясь рядом, чувствуешь необычность этих минут. Силы мастера и его молодых помощников предельно сфокусированы на рождении блестящего красавца — судового вала. Точность должна быть запредельной.
Чего здесь только нет: горячий пот и шутка, ругань по делу и без дела, бессонные ночи и счастье профессиональной удачи. В глазах ребят Андрей поднимает авторитет искусного труда, высококачественной работы. Его непосредственный начальник постоянно «пасет» корреспондента и «под страхом смертной казни» для себя просит не называть настоящее имя и фамилию супертокаря, не упоминать даже фирму. Конкуренты переманят. Да и парня подводить не стоит. Предприятие обещало помочь ему в покупке автомобиля. Для дачи в самый раз. Андрей заочно окончил институт, вместе с женой растят сына. От отца досталась большая квартира. Живи да радуйся.
Шучу: «Андрей, к тебе без пароля не подойдешь». Хохочет, мол, выдумки все это, не любит бегать с места на место, не так воспитан.
— Знаете, что огорчает? — оживляется вдруг Андрей. — Как рабочий я совершенно незащищен. Беззащитен и мой работодатель. Что завтра выкинет завод по отношению к фирме — неизвестно. Живем в уникальной ситуации. Государство так и не нашло баланса между интересами моими и работодателя. Незащищенность рабочего человека дикая. В то же время вижу, как изворачивается, как сгорает в этом бизнесе предприниматель. Когда у него не ладится, начинает обижать меня. Протянет месяц-другой с зарплатой, а потом конверт сунет. Сегодняшний бизнес — это тришкин кафтан.
Рано или поздно начинаешь понимать, что продвижение тебе не светит, зарплату поднимать не станут. Все, приехали, будешь учить молодых. О чем это говорит? К профессии рабочего со вчерашними мерками подходить нельзя. Речь идет о будущем производстве, которому понадобится очень мало людей. «Умные» заводы высвободят вчерашние рабочие кадры. Поэтому современный рабочий призван стать профессионалом совершенно иного качества. Он просто обязан быть универсальным специалистом, иметь высшее образование, стать востребованным на рынке труда и обеспеченным человеком.
Совсем ребенком я застал советское время. Сосед по лестничной клетке был монтажником-высотником и жил по сравнению с нами просто шикарно. Весь подъезд занимал у его семьи до получки. Заметьте, работала не только идеологическая платформа (гегемон и так далее), но и финансовая. Вот и надо делать все, чтобы дети шли в рабочие с охотой. Не всем же быть высокооплачиваемыми офисными менеджерами.
[/b]Где выход?
Добавить к словам собеседника есть что. По некоторым данным, около 20% рабочих города имеют высшее образование, и более половины не торопятся расстаться с рабочей специальностью из-за хорошей зарплаты. К примеру, на заводе «Дальэнергомаш» такой путь прошли десятки инженеров и технологов. Это мировая практика. Рабочую школу от станка постиг инженер Вячеслав Никишечкин, он боготворит этот опыт, считает его незаменимым для профессионала любого уровня. В двадцать пять Вячеслав стал директором по производству.
— Если с помощью вузов не поднимем уровень подготовки и престиж профессионального рабочего, о новой экономике трудно мечтать, — убежден генеральный директор «Дальвестор плюс», председатель городского совета по предпринимательству Александр Тишутин. — Часто вспоминаю свою работу на Амурском машиностроительном заводе в должности инженера-механика по производству боеприпасов. Какими виртуозами были наши мастера-наладчики! По уровню профессионализма они тянули на два высших образования. Представьте, деталь с точностью до микрона. Ее нельзя брать в руки, от человеческого тепла точность может выйти за рамки. Таких рабочих-универсалов должны готовить вузы.
— Важно продумать систему, при которой станет возможным обучать специалистов строго по заказу предприятий, — заметил начальник отдела анализа управления промышленности и связи администрации города Владимир Мяло. — Допустим, авиаремонтному предприятию необходимо 8 специалистов по восстановлению двигателей. Но группа в профессиональном училище не может быть менее 25 человек. Куда девать остальных? Очевидно, что придется готовить универсалов. Остальные 17 могут пойти на другие предприятия региона или заняться ремонтом автомобильных моторов.
Бизнес должен получить стимул инвестировать в подготовку рабочих кадров. По мнению экспертов, корень проблемы на поверхности — работа по найму. Сегодня это самая уязвимая сторона профессиональной деятельности, поскольку не дает гарантий постоянной занятости. Город ищет выход.
Один из них — побудить молодежь заниматься бизнесом. Свежая волна поднимет уровень профессиональной подготовки рабочих. Трехлетняя целевая городская программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность уже начала менять ситуацию. Конечно, нужны специальные условия и меры, которых пока нет в Хабаровске. Но есть главное — желание. По данным социологических исследований, более половины школьников (56,9%) и подавляющее большинство студенческой молодежи (68,7%) хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. Создать для них все условия — процесс непростой, потребуется немало времени. А профессиональные рабочие кадры нужны уже сегодня.
Причем, важны не точечные проекты, а четко продуманная система профессиональной подготовки. Каким бы современным не было производство, обслуживать его сможет только высокопрофессиональный рабочий.
Петр МАЗУР,
[b]