Темы номера
В управлении дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска завершена работа над комплексной программой по развитию улично-дорожной сети города до 2025 года. О важнейших ее направлениях рассказывает начальник управления Олег Гроо.
Что показала программа
— Большую помощь в ее разработке нам оказал Тихоокеанский государственный университет. Ведь, чтобы программа получила статус городской, она должна способствовать развитию краевой столицы. Провели мониторинг движения жителей к месту работы в утренние часы и обратно вечером, а также в выходные дни — к местам проведения досуга, предприятиям торговли, бытового обслуживания и т.д. В итоге получили электронную карту перемещения транспортных потоков и людей.
Человек не обязательно должен жить там, где трудится. Сегодня многие ездят на работу в центр, и наоборот. Усугубил ситуацию, как ни странно, тот факт, что в Хабаровске за последние годы значительно увеличилось количество автомобилей. По данным ГИБДД, в 2006 году в городе их было зарегистрировано 80 тысяч, а в прошлом — уже 212 тысяч. Карта передвижения показала, какие потоки пользуются повышенным спросом. С южного направления в центр можно попасть по 14 полосам трех дорог: проспекту 60-летия Октября, улицам Пионерской и Краснореченской, переходящей в Волочаевскую. Но магистралями их сегодня назвать можно только условно. Фактически это проезды, они ограничены светофорами и пешеходными переходами, примыканиями второстепенных дорог, что для магистральной автотрассы неприемлемо. В северном направлении ситуация гораздо сложнее и добраться до центра можно лишь по улицам Тихоокеанской и Воронежской, выходящей на Большую. Количество полос здесь ограничено до 6, что сокращает пропускную способность. Электронная модель показала, какие дороги нам нужно развивать.
От второстепенной к главной
Интересным оказался тот факт, что программа подтвердила востребованность улицы Правобережной, которая всегда числилась второстепенной дорогой. Она начинается от Санаторной, проходит вдоль берега, пересекает Салтыкова-Щедрина и через Депутатскую выходит к остановке «38-я школа». Сейчас прорабатываем вариант, чтобы соединить ее с ул. Невельского, где нужно построить всего 500 метров нового полотна. И этот участок разгрузит в час пик улицу Тихоокеанскую, а водители получат устойчивую транспортную связь без светофоров и пешеходных переходов. За последние три года улицы Санаторную и Салтыкова-Щедрина заасфальтировали, провели там работы по водоотведению. Правда, нужно еще срезать крутые подъемы, чтобы сделать рельеф более пологим, но это дело времени.
Простое решение больших проблем
Большая перспектива ожидает улицу Даниловского, у нее появится выход на улицу Выборгскую. Соединятся и улицы Тихоокеанская с Ленинградской через Сибирскую, где будет построен путепровод над Транссибом. Тогда тот огромный поток автомобилей, который пересекает перекресток Воронежская — Большая, перераспределится, и люди быстрее смогут попасть в центр.
Считаем, что проспект 60-летия Октября должен стать скоростной магистралью с минимальным количеством светофоров и наземных пешеходных переходов. Минтранс принял решение до 2015 года ликвидировать все нерегулируемые пешеходные переходы, потому что они дают большой процент аварийности. Как пример могу привести переход в районе парка «Динамо». Ежегодно на нем происходят ДТП с летальным исходом.
Не забыли и о парковках
Программа выдала интересные данные по размещению парковочных мест в центре городе. У нас их около 3 000, а нужно еще 10 000. Если сегодня торговое предприятие или культурный центр возводят себе здания, но не предусматривают рядом парковку, то им не разрешат открыться до тех пор, пока не исправят положение. Справедливо замечено, что улицы Запарина, Дзержинского, Волочаевская, Калинина, Комсомольская, Тургенева сегодня превращены в сплошные стоянки. Дорога — это не парковка. Сейчас определяем, где в центре можно обустроить соответствующие парковочные места.
Переходы и светофоры
Не секрет, перекресткам уделяем мало внимания. Хорошая четырехполосная дорога около любого перекрестка словно спотыкается — здесь и возникают пробки. Недобросовестные водители и пешеходы так и норовят нарушить правила пересечения дороги в этих местах. Даже сейчас, когда многие переходы закрыты, люди продолжают ими пользоваться.
Чтобы не создавать пробки, на отдельных перекрестках увеличили продолжительность сигнала зеленого светофора. А на развязках улицы Карла Маркса с Ленинградской и проспектом 60-летия Октября транспорт распределяется по потокам без светофоров. Чем их меньше, тем быстрее движется автомобильный поток.
Для решения этой проблемы построим на проспекте второй надземный переход в районе остановки «Юбилейная». Тогда дорога получит статус магистральной, потому что от одной развязки до другой не будет светофоров. И движение упорядочится
По нормативу расстояние между пешеходными переходами должно составлять 400 метров. У нас на участке от Комсомольской площади до ул. Дикопольцева (это 3 800 м) 18 пешеходных переходов, а должно быть в два раза меньше. Надо нашим уважаемым пешеходам отвыкать от привычных маршрутов, иначе проблему пробок не решим никогда.
Каждая дорога важная
Общая стоимость программы до 2025 года составляет 37 млрд руб. Казалось бы, цифра огромная, но если ее разложить по годам, то получается не так уж и много. Причем из краевого дорожного фонда, который составляет 7 млрд., мы ежегодно получаем малую часть. В этом году, например, он выделил для города всего 250 млн руб. А ведь в Хабаровске проживает половина населения края, и он вправе рассчитывать на увеличение объемов финансирования. Надеемся, что губернатор нас поддержит и поможет. Понимаем, что надо строить и развивать дороги краевого значения, но хабаровчане не должны страдать от этого. Для каждого из нас важна дорога от дома до работы и места отдыха.
Ближайшая перспектива
В этом году закончим строительство гостевой трассы на участке от аэропорта до Авиагородка. В 2010 году капитально отремонтировали улицу Карла Маркса до остановки «Стрелка», не успев тогда завершить 2 700 м до аэропорта. На этом участке находится еще и мост через речку Полежаевку, требующий ремонта. Заменим здесь освещение, отремонтируем тротуары, добавим пятую резервную полосу. Это поможет без проблем и заторов продвижению пассажиропотока от Матвеевки до центра. Уберем все лишние пешеходные переходы на этом участке, которые мешают движению. Проект готов, прошел экспертизу. Рассчитываем завершить все работы до конца года. Первый участок 1 300 метров от «Стрелки» до федерального виадука сдадим ко Дню города, а когда пройдут торжества, продолжим.
Другая стройка — это обустройство улицы Дикопольцева. Здесь непростые условия, участок насыщен сетями. Большая часть финансирования уходит на перенос коммуникаций, их полную замену и реконструкцию. Когда строили первый отрезок трассы от улицы Ленина до Гамарника, четыре месяца ушло на вынос сетей и три недели на саму дорогу. Следующий участок более сложный, на нем нужно снести 18 строений, а людей расселить. За зиму построено 600 метров ливневой канализации, там проходит русло речки. Вплотную подошли к переулку Облачному, а дальше пойдем на улицу Волочаевскую. Этот транспортный узел разгрузит центр и будет очень востребованным.
Подготовила Елена ЧЕРНИКОВА,
фото Александра СТУДЕНИКОВА