Нужны деньги? Иди в тренеры!
logo

Темы номера

Нужны деньги? Иди в тренеры!

Хабаровск тонет в море объявлений и афиш, призывающих посетить обучающие курсы или прослушать лекцию. За деньги, естественно. Такое чувство, что одна половина Хабаровска зарабатывает на жизнь тренингами, а вторая половина на них обучается.

Чего нам не хватает?

Хабаровчане хотят быть королями — держать на контроле начальство, подчинить своей воле близких, влюблять в себя, быть самыми популярными. А иначе чем объяснить такую бешеную популярность курсов гипноза и НЛП (нейро-лингвистическое программирование)?

— Стоит написать на афише тему «Манипуляция», люди сразу бегут записываться. Тут даже высокая цена их не остановит, — подтверждает Анастасия Плотникова, генеральный директор тренингового агентства полного цикла. — Все хотят манипулировать другими и уметь закрыться самим, чтобы не попасть в зависимость. Люди уверены, что они сходят на тренинги по НЛП — и сразу им откроются все тайны мира. И уж тем более если их проводит «тренер из Москвы»! Увы, но хабаровчане так свято верят во все «московское», что даже не задаются вопросами: кто их учит, правильно ли и как это может сказаться на психике и отношениях с близкими! А вдруг это шарлатаны, которые по неосторожности могут нанести вред психическому здоровью своих слушателей?

Чаще всего на курсы и тренинги записываются хабаровчане около или слегка за тридцать. Объясняется это тем, что в этом возрасте наступает период переосмысления, и народ готов платить за новые знания.

Любовь за деньги

За благополучие в личной жизни чаще готовы заплатить женщины. На них рассчитаны так называемые «женско-мужеские» тренинги, на которых раскрывают простые и безотказные схемы управления мужиками. Говорят, помогает — при грамотном подходе ни один даже матерый холостяк ЗАГСа не избежит.

Среди мужской части населения востребованы курсы пикапа. Не совсем о любви, но примерно из той же оперы.

— Пикап разработан для неуверенных в себе парней. Они настолько свято верят, что он им поможет, что и результат получается стопроцентный — «жертва» оказывается в постели пикапера. Другое дело, что в жертвы они выбирают женщин себе под стать. Самодостаточная дама поймет, что на ней отрабатывают технологии «съема», и уйдет, — объясняет Анастасия. — Парни упиваются своими новыми способностями, но в какой-то момент видят, что девушек много, а серьезных отношений нет! На этом пикап заканчивается — он не учит строить долгосрочные отношения.

Дружба после веревки

«Да, скифы мы», но в глазах общественности выглядеть хотим прогрессивно. Читай — по-западному. Коли у них там ни одна порядочная контора не обходится без особой командной атмосферы, достигаемой тренингами и коллективными играми, то и мы должны быть не хуже. Чай, не лаптем щи хлебаем, а вполне цивилизованно питаемся… Суши, например, сами лихо закручивать можем.

— Нет такой организации, такого коллектива, которым не нужен был бы хороший тренинг, — говорит Плотникова. — «Веревочный курс» — самый популярный в хабаровских фирмах для развития и поддержания командного духа. Он простой и действенный, люди выполняют совместные задания, которые кажутся невыполнимыми, и в процессе преодоления трудностей люди становятся ближе и дружней. Вообще, есть такое понятие, как «экологичность тренингов» — обучение не должно нанести психологический вред. Нормальный тренер должен понять, когда остановиться, чтобы не нанести человеку душевную травму. Если сотрудник после командного тренинга чувствует себя разобранным, ему плохо и неуютно, это недовольство он перенесет в личную жизнь, на работу. К сожалению, бывает перекос, когда сотрудников насильно заставляют участвовать в тренингах личностного роста. Тогда происходит обратный эффект — люди увольняются из фирмы.

Укради и разденься

Некая хабаровская фирма (ее название слишком известно) всем хороша, да во главе стоит ярый западник, свято верящий в силу тренингов. Он приглашает столичных специалистов, чтобы те сплотили коллектив, выработали в подчиненных беззаветную любовь к фирме и готовность пойти на все ради начальника.

…Игра! Опять игра, — это самая страшная весть в той самой фирме. С началом игры двери в конторе закрываются, чтобы никто не мог ускользнуть от прививания командного духа. Каждый раз «специалист из Москвы» придумывает что-то новенькое.

— Мне как-то дали задание за три часа добыть и принести шефу занавески из поезда, обязательно с печатью ДВЖД, — рассказывает системный администратор Олег. — И никого не волнует, как у меня эти шторки окажутся: украду я их или выпрошу. Не скажу, как, но я их достал. Правда, во время не уложился — застрял в пробке на обратном пути. Реабилитировался в другой раз, когда получил задание вывесить белый флаг на крыше соседнего дома, чтобы его было видно у босса из окна.

— Сейчас наш шеф еще успокоился, а раньше тех, кто на игры-тренинги не пришел, объявляли кактусом, — говорит одна сотрудница фирмы. — И с этим человеком нельзя было общаться. Понимаем, что это сумасшествие какое-то, но он платит нам зарплату, поэтому мы слушаемся. Однажды нас после рабочего дня всех в автобус посадили, привезли в какой-то спортзал и говорят: «Раздевайтесь!» Мол, не должен ты стесняться своего коллектива, а одежда вроде как помешает упражнения выполнять. Слава богу, не догола пришлось раздеваться, а только до нижнего белья. И шеф тоже одежду с себя скинул, остался в одних семейниках и носках. А задание было через паутину из веревок каждому пролезть так, чтобы не задеть. Иначе «паук съест». Помогать должен весь коллектив, на руках протискивали в веревки каждого участника. Если нас эти игры и сплачивают, то только в ненависти к своему начальнику…

Ты кто такой? «Давайдосвидания»!

Главное качество тренера — его не должны бесить люди, остальное все приложится. Можно быть картавым, лопоухим — хоть каким! На каждого тренера найдется свой слушатель.

— Совместно с городской администрацией в ноябре 2012 года наше тренинговое агентство второй раз проводило конкурс профессионального мастерства среди тех, кто ведет курсы и тренинги. Самым сложным этапом оказалось предоставление документов о профильном образовании, — смеется Анастасия Плотникова. — Отсеялось много претендентов, даже известных в городе практиков, чьи имена на слуху. Хотя требование простейшее — чтобы у них хотя бы 72 часа курсов тренерской подготовки было!

Выходит, назвать себя тренером может любой — никто же не проверяет! Рисуй яркую афишу (хотя и неяркая сойдет), вворачивай в речь умные слова — и вперед. Как показывает практика, люди редко интересуются образованием своего лектора. Их привлекают темы, харизма оратора и цена. Стоимость одного тренингового дня от 1 500 до 25 000 рублей. Самую высокую планку держат заезжие гастролеры.

— Иногда и отданные 30 тысяч якобы «ни за что» считаются выгодным вложением, если речь идет о ненужном или некачественном тренинге. В другой раз умнее будешь, а этот опыт тоже стоит денег, — резюмирует Анастасия Плотникова.

— На самом деле обучение на курсах — такое же предоставление услуг, как и любое другое. Поэтому за некачественно оказанную услугу потребитель вправе взыскать с предпринимателя, — говорит Алексей Кондратьев, заместитель директора отдела по защите прав потребителей администрации Хабаровска. — Но для этого в договоре должно быть четко прописано, что дадут слушателю эти курсы. В моей практике был случай, когда хабаровчанин написал жалобу на руководителей курсов обучения английскому языку. Он был уверен, что не смог усвоить иностранный по вине преподавателей, и хотел компенсации. То же самое требование можно выдвигать и слушателям курсов по гипнозу, например, но только если в договоре указано, что по окончании курсов человек будет владеть гипнозом.

Ирина ТРОЦЕНКО,

коллаж Полины РОМАНОВОЙ



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)