Повторись в потомках
logo

Темы номера

Повторись в потомках

Социологи бьют тревогу. Люди ведущих профессий не желают, чтобы дети шли по их стопам. Что и почему точит камень государственности? Неужели в этой колее и мы, горожане? Как уберечь династии — золотой фонд Хабаровска?

Пускай я денег не скопил…

Опрос представителей 35 различных профессий и специальностей, имеющих детей, дал любопытные результаты. Оказывается, сердцевину общества держат архитекторы. Именно им принадлежит первенство в создании профессиональных династий. Если так, то, интересно, почему? Звоню главному архитектору «Хабаровскгражданпроекта» Николаю Прокудину.

— Все, как в известной песне, — шутит Николай Николаевич, — пускай я денег не скопил… Стало быть, есть кроме них что-то важно в нашей профессии, если она полюбилась детям и родительское дело продолжено. Сегодня в городе трудятся более двух десятков прекрасных династий архитекторов. Очень известные среди них — Мамешины, Семеновы… Считай, у каждого архитектора города идут по стопам сын или дочь. Очевидно, подкупает молодых раздолье для творчества. Сегодняшняя архитектура — это искусство, подогретое современными технологиями. Здания могут восхищать поколения и жить веками.

Десять рабочих династий трудятся на заводе «Дальэнергомаш». На них, пожалуй, держится имя известного машиностроительного предприятия города. Специалист отдела кадров, старейший работник завода Валентина Авраменко с упоением говорит о тех, кто был и остается верен коллективу. Это Афонтины, Бережные, Гусевы, Павликовы, Калякины, Кондаковы… Вместе с Валентиной Иосифовной выстраиваем замечательный фамильный ряд. Одно удовольствие, словно прикасаешься к легендарной истории предприятия.

Правда, некоторые из былых заводских династий уже растворились в городской среде. От реалий жизни не уйдешь. В годы перестройки многим было трудно кормить семьи. Задержка зарплаты на предприятии сразу для всей большой семьи — испытание, которому не позавидуешь. Как там у классика: «Стукну по карману — не звенит, стукну по другому — не слыхать».

Жизнь одна, и человек задумывается о полезности профессии, о карьерном росте, гарантированных возможностях для реализации таланта. Сегодня заводчане убеждены: инвестиции в человека, особенно в династии, обернутся сторицей. Предприятие вынашивает мысль о строительстве суперсовременного производства по выпуску турбин нового поколения и считает, что дети заводчан — это стратегический кадровый запас.

Элита

Жизнь не выпускает из объятий настоящую элиту общества — наших учителей. В городе более 70 династий. В классы ежедневно входят десятки молодых энергичных специалистов. Многие — дети учителей. Заканчивают вузы и приходят в школы, где трудятся родители. Заведующая сектором кадрового обеспечения управления образования администрации города Галина Волкова в восторге от такой смены. Почти в каждом из 200 учреждений образования трудятся два и более представителей одной семьи. Это добрый знак. Закладывается основа будущего общества и новой жизни.

Поддержать прекрасную тенденцию можем и должны мы, родители. Нам вполне под силу уберечь педагога от нервотрепки и творческого выгорания. Только благодарным к нему отношением можно сохранить преемственность ключевой профессии. Сегодня учитель перестал быть только дающим знания, он стал воспитателем, классным, который нередко стонет от произвола избалованных нами деток. Не усвоим горький урок — аукнется на всю жизнь.

Железный аргумент

А какие у нас замечательные династии врачей! Четыре сына врача Иосифа Степановича Вавринчука создали могучее профессиональное семейное древо с прекрасными специалистами. Золотыми буквами в историю здравоохранения города вписаны врачебные династии Анадцких, Гандуровых, Демидович, Ермолович, Зиновьевых-Спиваковых, Лысовых, Макаровых, Хелимских и многие другие. Сколько жизней они спасли, сколько бед отвели! По образному выражению одного из пациентов, вернувшегося «с того света», это люди, которых надо носить на руках. Во многом благодаря их усилиям далекий от Москвы Хабаровск стал лечить такие болезни, которые раньше поддавались только столичным врачам. Если династии уйдут, растворятся, медицина очерствеет.

Никогда не думал, что слова многоуважаемого мною врача Бориса Меркешкина, сказанные лет пять назад, могут стать явью. А речь шла о том, что лет через десять лечить нас будет некому: уйдут профессионалы, наступит вакуум. Свежая статистика действительно настораживает: тревога на пороге. По данным опроса, 44% врачей не хотят видеть на таком рабочем месте своих детей. Что происходит?

Знакомый молодой врач приводит, на его взгляд, железный аргумент: «Ответственность дикая, зарплата нищенская». Не вздумай выбрать мою профессию, вторят своим детям 69% медицинских сестер. Простите, а куда нам всем с болячками?

2000 лет назад в Китайской летописи было записано: благополучие государства определяется благополучием учителя, врача, воина и землепашца. Эту истину свято чтут в Поднебесной. Обратите внимание, на каком они месте — учитель и врач. На первом!

Лучшая доля

Статистика — вещь упрямая, и порой нам кажется, что служба серьезно «качает» планку, сгущает краски. Но ситуация действительно ухудшается.

К примеру, в Дальневосточной генерирующей компании, по словам ее руководителей, сложилась непростая кадровая ситуация. В коллективе есть молодые специалисты до 30 лет и пожилые, которым за шестьдесят. Середина пустая. Обученные и дисциплинированные кадры уходят на другие предприятия, где их ждут с распростертыми объятиями и предлагают более оплачиваемые должности. А мы ведь помним времена, когда династии энергетиков цементировали коллективы и такой ситуации не могло быть в принципе.

Каждый раз на закоченелом от мороза открытом рынке встречаю пытающуюся согреться девушку. Она не взбадривает себя спиртным, подобно некоторым коллегам, а честно, до боли в ногах, выстаивает смену. Врагу не пожелаю эту профессию, а не только своим детям, говорит она. Ее мнение вливается в подобный настрой 82% продавцов. Не желают детям своей профессии 80% водителей. Дескать, работа трудная и не в почете. Социологи определили десяток профессий, обладатели которых считают, что пришли от безысходности. Против выбора своей профессии детьми высказались 65% квалифицированных рабочих.

Если мы высоколобые и способны что-то чувствовать, самое время пропустить через душу сложность происходящего. Без крепких династий, у которых хорошая работа живет веками, скатимся в никуда. Теряем драгоценное: сердцевину нравственности, требовательной доброты, когда не могли позволить ни себе, ни работающим рядом обидеть потребителей некачественной работой или услугой. Вдумайтесь: половина юристов, экономистов, аудиторов, бухгалтеров, психологов, переводчиков, представителей ряда других профессий желают своим детям лучшей доли.

А где она, лучшая доля? Наверное, все-таки прав Николай Прокудин: главное, чтобы ребенок выбрал то, что ему будет интересно, чтобы оно зажигало дух личности, желание творить для людей. А это, согласитесь, чаще всего происходит, когда налицо пример отца или матери.

Петр МАЗУР,

фото Нины ЖИГУНОВОЙ

На снимке: представители врачебной

династии Вавринчук



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)