Темы номера
Пересесть из личного транспорта в общественный — с таким предложением не раз выходили к хабаровчанам городские власти и дорожная инспекция. Это, по их мнению, единственный способ победить жуткие пробки на дорогах. Попробуем?
За проезд — 15 рэ и пуховик
Четверть жизни мы проводим в пути. Ежедневно минимум 3 часа (на работу — с работы) толкаемся в общественном транспорте или томимся в личном. Ме-е-е-едленное передвижение из пункта А в пункт Б выматывает так, что на работу приезжаешь УЖЕ уставшим. О какой производительности может идти речь? Пусть на Краснореченской станет на одну машину меньше — да здравствует, общественный транспорт!
В 7 утра на мою остановку пришел битком набитый трамвай. В СЕМЬ!
— А-ну! Посторонись! — молодецки крикнул парень, разбежался и с силой вклинился в трамвайную толпу.
— Вот как надо, а мы тут можем до обеда простоять, — печально произнесла маленькая женщина в пышной шапке.
Как это до обеда? В следующий переполненный вагон мне удалось втиснуться. Не важно, что пару остановок пришлось стоять на одной ноге, зато мы ехали. Гражданке в шапке удача не улыбнулась — она осталась на морозе. Кондуктору лишь дважды удалось протиснуться к нашей площадке.
— Думала на улицу выскочить, чтобы у входа обилечивать, да побоялась, что не влезу обратно, — делится с пассажирами кондуктор...
— Минимум 30% выручки мы теряем из-за того, что кондуктор физически не может продвигаться по вагону, — комментирует Николай Илющенко, начальник Хабаровского трамвайно-троллейбусного управления. — При вместимости в 160 человек в вагон умудряются поместиться двести! Пассажиропоток увеличился настолько, что резко стала чувствоваться нехватка подвижного состава. Только новый район на Флегонтова добавил около 13% пассажиров. Мы пересмотрели график, уменьшили интервал, добавили вагоны на маршрут № 1, в пиковое время две «пятерки» снимаем и бросаем на Краснореченскую, но и это не спасает! Нам нужно минимум еще 5 трамваев! Но тут возникает еще одна проблема — нам не хватает водителей. Хотя и зарплату им подняли, получают от двадцати двух до двадцати восьми.
…Трамвай летит, как птица, в 8 часов я уже на работе кофе пила. Но в этой отвратительной давке мне порвали пуховик. Не рассчитывал китайский производитель на такие нагрузки.
Задача — незадача
Ездить на работу в трамвае — пуховиков не напасешься. Автобус — тоже не вариант, два часа стоять в пробке не охота. Сколько раз видела, как люди, устав маяться в автобусе, выходили и шли пешком. Почему бы не попробовать?
Расстояние от дома до работы примерно 10 км. Из школьных учебников помним, что человек движется со скоростью 5 км в час. Итого идти часа два.
Ну что же, в путь! Задача-минимум — обойти пробки, которые тянутся обычно от Индустриальной до института культуры. А там, может, повезет на чем-нибудь доехать. Максимум — дойти до редакции строго по учебнику математики, чтобы не опоздать на планерку.
Адище города
Назвать ходьбу вдоль трассы полезной можно с большоооой натяжкой. Затор начинается от остановки «МЖК». Все, что стоит в пробке, пыхтит и коптит воздух. Вдохнуть полной грудью не получается и не хочется. Особенно отличаются большие фуры, тех вообще непонятно чем кормят — такая вонища! Радует только то, что они стоят, а ты идешь вперед. Засекла пару ориентиров в автобусно-автомобильной толпе. Кстати, больше я их не видела на протяжении всего пути.
10 минут ушло на одну остановку — не тороплюсь, иду в обычном темпе. Через остановку поравнялась с запыхавшейся гражданкой.
— Успеваем? — вдруг спрашивает она.
— Куда?
— Ну, вы же тоже к трампарку на восьмерку?
Оказалось, женщина каждое утро проходит 3 остановки, чтобы был шанс уехать на работу на трамвае.
— Из трампарка пустой вагон выворачивает без десяти восемь, — сообщила она. — Иначе-то в трамвай не попадешь, посмотри, сколько народу на остановке стоит! И вагоны все битком. Если уж посчастливится и влезешь внутрь, так все кишки тебе выдавят. Я вот сегодня замешкалась дома, не опоздать бы… Ладно, побегу!
И она потрусила вперед. Ей предстояло отмахать еще чуть больше двух остановок…
Ближе к депо по тротуару двигались уже целые колонны людей к воротам, откуда по графику должна вывернуть пустая восьмерка. Народ стоял так плотно, что мне с трудом удалось протолкнуться, чтобы пройти дальше…
Подхожу к перекрестку Флегонтова и Краснореченской, который считается источником наших бед. Водители лезут, как попало, выворачивают, подрезают. Те, кто прорывался дворами по новому району, пытаются вклиниться обратно на Краснореченскую. Сегодня на центральную дорогу вывернула фура и намертво встала, окруженная мелкими машинами. Они так плотно взяли ее в кольцо, что у нее, кажется, нет шансов сдвинуться с места. Фура застряла так «удачно», что оказалось перекрыто движение двух автомобильных полос и двух трамвайных. Нецензурная брань, гудки машин… Наконец удалось разобраться, и фура уехала в сторону Южного. Трамваи тронулись, автомобильная каша забурлила дальше.
Ну и цирк!
На остановке «Цирк» трамвай ждут больше полусотни человек. Подъехавший вагон вместо радости вызвал агрессию в толпе. Не в меру шустрая гражданка в шубке рванула к дверям вперед своих замерзших собратьев.
— Самая умная что ли? Не пускайте ее, — кричит вторая тетка и хватает нахалку за воротник. Завязывается драка. Так себе драка, кстати, не сильно зрелищная. Тетки машут сумками, а остальные молча пытаются совершить невозможное — влезть в переполненный трамвай. Вот здесь есть на что посмотреть! Самое удивительное, что некоторым это удается — втиснуться и стать частью биомассы, небольшой кусочек которой нам видно в открытую дверь: руки, ноги, сумки, головы… С победным криком одна из дерущихся толкает свою визави и кидается к двери. Но вот она — плата за неожиданную разминку — дверь закрывается у нее перед носом. Она бежит ко второй двери, но трамвай трогается. Из открытой двери торчат филейные части граждан. Через несколько метров пассажирам, видимо, удается втянуть свои выпуклости, и дверь закрывается.
С отбытием трамвая стихает и скандал на остановке. Нет трамвая — нет проблемы.
А где нам ходить?
За 50 минут удалось преодолеть почти половину дороги, осталось 8 остановок. Скорость набрана, одна беда — большинство пути придется идти в горку. Это может несколько затормозить движение.
Еще один трамвай догоняет на остановке «Судоверфь». С трудом открывается дверь и вдруг раздается отчаянный детский крик: «Мамочка, я не хочу в этот трамвай! Пожалуйста, давай на нем не поедем!» Малыш, в принципе, зря переживал — попасть внутрь не удалось никому…
Начиная от «Юности», идущих в сторону центра хабаровчан становится больше. Отчаяние и невозможность добраться общественным транспортом вынуждают людей надеяться только на свои ноги.
— Я часто на «одиннадцатом» маршруте добираюсь, — смеется женщина. — Раз — два, и на работе. Мне до Ленина идти, а вам? О! Сочувствую, там еще на гору подниматься, а на бульвар спускаться скользко, осторожней надо. Кстати, я заметила, что пешком чаще всего ходят женщины. А знаете почему? У них сил не хватает мужиков растолкать и в автобус влезть. Естественный отбор. Там все больше мужчины ездят, а мы — вот…
Во время разговора нам периодически приходится уворачиваться от машин, которые едут по тротуару. Интересно, а в ГИБДД не знают, что вдоль трамвайных путей от «Юности» до остановки «Индустриальный техникум» накатана добротная трасса на пешеходной дорожке? Машины прорываются через рельсы и едут себе, сигналя пешеходам и загоняя их в сугробы. Иногда застревают на рельсах — не без этого. Тогда трамвайное движение на время останавливается.
— За месяц в Хабаровске происходит от 40 до 60 задержек электротранспорта по вине автомобилистов, — подтверждает Николай Илющенко. — То есть практически каждый день машины бьются, застревают на трамвайных путях. Недавно стукнулись два автомобиля на Уссурийском бульваре, перегородив трамваю дорогу. Люди были так возмущены, мы боялись, что пассажиры перевернут машину нарушителя!
Водители — корень зла
Минус одна машина в пробке — капля в море. Думаю, и больше людей согласились бы пересесть в общественный транспорт, только куда? Нет нам уже места!
Два часа пути — нормальная утренняя зарядка. Ноги, правда, болят, но это с непривычки, пройдет. Только холодно очень на большие расстояния ходить, так и простыть легко.
Может, пробки возникают не от количества машин на дороге, а из-за хамского поведения водителей? Посмотрите, что по утрам в городе делается! Подрезают, обгоняют по встречке, по тротуарам, создают аварийные ситуации… Ехали бы все по правилам, продвигались бы побыстрей, несмотря на количество участников движения.
Совет последователям
Если вы решили ходить на работу пешком, наклейте суперклеем на подошвы кусочки наждачки. Дороги очень скользкие. Процедура эта разовая, на следующий день надо повторить.
Женщинам не стоит красить перед походом глаза, лучше заняться макияжем на работе. На морозе глаза слезятся и ресницы слипаются.
Не надевайте наушники. Они мигом становятся ледяными и морозят уши. Поверьте, в дороге и так будет весело.
Кстати
Ежедневно в час пик на линии выходят 57 трамваев. В том числе 23 — маршрут № 1, 2 — маршрут № 2, 4 — маршрут № 8.
Что думаете об этом вы, уважаемые читатели? Ждем ваших писем по адресу: Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6, редакция газеты «Хабаровские вести».Ирина ТРОЦЕНКО,
trotsenko-irina@rambler.ru ,
фото Александра СТУДЕНИКОВА