Ударим планом по дефициту на АЗС?
logo

Темы номера

Ударим планом по дефициту на АЗС?

Цены на топливо и обеспеченность нефтепродуктами обсуждались в ходе круглого стола, который прошел на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе.

Неслучайно НК «Альянс» регулярно (предыдущее, скажем, было всего полгода назад) проводит подобные обсуждения самых горячих и горючих для города и региона вопросов. При нынешнем развитии ситуации альтернативы повышению цен на бензин просто нет — эту шокирующую для дальневосточных автомобилистов информацию руководитель пресс-службы ОАО «Группа Альянс» Андрей Румянцев смягчить и не пытался. Позиция «Альянса», который занимает примерно треть рынка в регионе, такова: ситуация еще хуже — для региона, да и для всей страны в ближайшей перспективе актуален физический дефицит бензина.

Посчитали — прослезились

Сегодня объем дальневосточного рынка составляет 1,2 млн тонн бензина, а два НПЗ (в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре) вместе выпускают лишь 800 тыс. тонн. Недостающую топливную треть хозяева АЗС завозят в регион по железной дороге из Сибири — из Ангарска и Омска. Дополнительные транспортные расходы еще больше бьют по карману автовладельцев.

Однако в ответ на их праведный гнев Андрей Румянцев вновь и вновь готов проводить наглядный урок арифметики. По информации «Альянса», общий рост затрат компании, включая тарифы и инфляцию, составил с января по октябрь около 5 руб. на литр. Таким образом, в октябре литр нефти стоил компании 10,7 руб. Добавляем транспортные расходы (4,5 руб./л), а также расходы на переработку на ХНПЗ (2,13 руб.) и на реализацию на АЗС (3,46 руб./л). Акциз (6,21 руб./л) и НДС ( 4,79 руб.) должны поднять розничную цену бензина АИ-92 до уровня 31,79 руб./л. Однако компания, по словам Румянцева, уже второй год торгует бензином себе в убыток, теряя, к примеру, при нынешней цене (31,4 руб.) по 39 коп. на каждом литре, проданном на АЗС «Хабаровскнефтепродукта».

Кстати, выступивший на круглом столе один из представителей «независимых» владельцев АЗС подтвердил «альянсовские» выкладки. По словам исполнительного директора компании «Флагман» (владеет 25 АЗС в крае) Дениса Буракова, «флагманские» заправки в Комсомольске-на-Амуре сейчас простаивают, а в Хабаровске бензин на АЗС есть только потому, что компания вынуждена была поднять цены выше рыночных.

В поисках выхода

Конечно, в «Альянсе» сегодня принимают меры для наращивания объемов нефтедобычи. Кроме того, продолжается реконструкция ХНПЗ, реализуется проект подключения завода к нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. Планируется в 2014 году получить по «трубе» 2 млн тонн, а в 2015-м — уже 5 млн. Однако даже всячески снижая собственные издержки, по словам Румянцева, закрыть дефицит ХНПЗ не сможет.

В ответ председатель краевого общества защиты прав потребителей Владимир Денисенко раз за разом готов повторять, что из этой тупиковой ситуации лишь один выход —приход в регион новых игроков. Кстати, на аналогичном круглом столе «Альянса» в Благовещенске прозвучала информация, что существует проект создания с участием китайских инвесторов НПЗ на территории Амурской области.

В «Альянсе» тоже видят один из вариантов предотвращения грядущего бензинового кризиса в переходе все большего числа автомобилистов на транспорт, потребляющий другой, дизельный вид топлива. Однако готовы ли дальневосточники, пусть и не в ближайшем будущем, к переходу на дизель?

А в приход иностранных игроков на дальневосточный рынок в «Альянсе» не верят. «Пока на местных АЗС не будет ценник 65 руб. за литр, никакой импортный бензин сюда не приедет», — полагает Андрей Румянцев. Более того, во время прошлогоднего кризиса компания прорабатывала разные варианты закупок на рынке АТР, но столкнулась с тем, что свободного ресурса бензина на этом рынке нет ни по какой цене.

Ход за властями?

В ситуации, когда цены на бензин, госакцизы, транспортные и энерготарифы растут, единственный выход в компании видят в том, чтобы более активную роль играл регулятор рынка — государство. «Мы предлагаем правительствам регионов собрать всех участников рынка, уточнить топливный баланс, сверстать план на год, определить, сколько нам нужно ресурсов, бензина, дизтоплива, кто отвечает за поставки этих физических объемов. Если нужно, мы подпишем соглашения по объемам, но в таком случае нам интересно было бы и формулу цены там прописать», — говорит Андрей Румянцев.

Показательно, что эти предложения власти услышали. В ходе хабаровского круглого стола начальник департамента по вопросам природопользования и ТЭК полномочного представительства Президента РФ Василий Нагибин сообщил, что в начале ноября при полпредстве планируется проведение подобного совещания, на котором в том числе будут рассмотрены и предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола на ХНПЗ…

Сергей ДЫМОВ



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)