Без различий
logo

Темы номера

Без различий

В Хабаровске всего пять школ, где наравне с обычны­ми детьми обучаются дети- инвалиды. Одной из первых в инклюзию вступила шко­ла № 47 еще в 2006 году.

Безбарьерная среда здесь начинается еще на школьном дворе. большая, асфальти­рованная территория благоустроена, вход в школу обо­рудован удобным пандусом. По периметру первого этажа специальные поручни для тех учеников, которым трудно передвигаться самостоятель­но. На стенах, как живые, герои мультфильмов, цветы, пейза­жи... трудно предположить, что выполнены они руками детей-инвалидов. В школе обо­рудована сенсорная комната, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья про­ходят реабилитацию.

В этом году из 656 учеников 47-й школы 64 — дети с нару­шением опорно-двигательного аппарата, ДЦП, поражением центральной нервной систе­мы, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Для этой категории открыты специальные коррекционно-развивающие классы и класс для детей со сложной структурой дефекта. Все они обучаются по своему индиви­дуальному учебному плану. Для них открыты кружки, про­водятся занятия по лечебной физкультуре. Экскурсии, бас­сейн, иппотерапия позволяют им приобретать физические и культурные навыки.

Как это работает

— Детей с проблемами здо­ровья меньше не становится, — говорит директор школы № 47 Елена Бабенцева. — В этом году мы набрали два первых класса для детей с ограниченными физическими возможностями. Один сформирован из тех, кто имеет сложные диагнозы, в другом — с задержкой психического раз­вития. Под общие стандарты эти дети не подходят, поэтому для каждого определена зона ближайшего развития. И это главное, на что мы опираемся. У каждого из таких учеников есть дневник наблюдения, куда заносит записи учитель, воспи­татель, психолог, логопед (по необходимости). В конце каж­дой четверти дневник изучает­ся, коллегиально принимается решение о новых формах и спо­собах помощи. Путь развития у каждого такого ученика свой, и чтобы его определить, на базе школы работает медико-пси­хологическая комиссия. В ее составе невролог, психиатр, педагог-психолог, логопед, которые рекомендуют специ­альную программу обучения для ребенка. Большинство педагогов, работающих в коррекционных классах, имеют де­фектологическое образование. Ребятишек, которым не рекомендовано посещать школу, педагоги обучают на дому. Но мы понимаем и тех родителей, которые настаивают на об­учении ребенка в школе. Ведь имея возможность общаться, дети быстрее развиваются. Для таких учеников выделен отдельный кабинет.

Судить не нам

Зачем их учить? Такие ре­плики раздаются нередко. При этом мало кто задумывается, что ребенок с проблемами здоровья может появиться в любой семье. И уж совсем не­многие считают, что те, кому не суждено стать великими физи­ками или химиками, могут жить полноценной жизнью.

— Если говорить о детях с умственной отсталостью, для них главное — приобрести на­выки, которые им понадобятся в жизни, — продолжает Елена Александровна. — Общение со сверстниками и взрослыми, участие в общих мероприятиях — эта та самая социализация, в которую они вливаются в обыч­ной школе. Участие в городских, краевых и даже между­народных конкурсах окрыляет ребят, они начинают верить в себя. Из 12 наших выпускников только один по медицинским показаниям остался дома по­сле окончания школы. Две выпускницы с умственной от­сталостью поступили в меди­цинское училище, станут квали­фицированными санитарками. Многие из тех, кто озеленяет городские площади и улицы, тоже ученики нашей школы. С удовольствием принимает ребят училище № 40. Пусть они не умеют быстро считать и гра­мотно писать, но деталь в ав­томобиле заменят мастерски. Руки у этих детей развиваются и работают отлично. Но этому тоже нужно научить.

Преодолеть барьеры

Директор не может вспом­нить ни одного случая, чтобы здоровый школьник обидел инвалида. Ребячье благоразумие победило взрослые страхи.

— Опасения были, — гово­рит Елена Александровна. — В самом начале мы переживали, как примут здоровые ученики не таких, как они. Но этого барьера как раз не возникло, и помогли нам сами инвалиды- колясочники, только взрослые. Они предложили здоровым ученикам представить, что у них не работают ноги, и уступили им свои коляски. Не у всех получилось даже сдвинуться с места. Такие контакты очень полезны для тех, чье здоровье не вызывает опасений. К детям приходит понимание, что среди них есть те, кому нужна помощь, и оказывать ее, в общем-то, не трудно. Жаль, что школ таких пока недостаточно.

Ольга ЧЕРВАКОВА

Из 51 517 учеников школ Хабаровска 2 310 с ограниченными возможностями здоровья. В их числе 544 - инвалиды, из них 12 - колясочники. 161 ребенок обучается на дому, 64 - дистанционно.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)