Анимация со специями
logo

Темы номера

Анимация со специями

Полина АПАРИНА, фото автора

11-летний хабаровчанин создал мобильную игру про своего домашнего кота.

Уже месяц Илья Александров посещает занятия в детской студии анимации «За кадром». Клубное формирование создали на базе Дома культуры для молодежи и населения на улице Световой в 2021 году.

― Мы стали одними из первых в городе, кто начал учить школьников творить и оживлять, ― отмечает директор учреждения Анна Парыгина. ― Сегодня анимационное искусство входит в число креативных индустрий и является наиболее перспективным и быстроразвивающимся направлением. Здесь мы можем говорить не только о мультипликации, потому что элементы анимации сейчас используются в кино, рекламе и других коммерческих сферах. Теперь это не просто развлечение, а бизнес.

До сентября 2023 года юные художники работали только в технике пластилиновой анимации, но после…

― Это не столько техника, сколько материал, ― поправила меня руководитель студии Елена Голяшова. ― Многие путают эти понятия. На самом деле техник существует несколько: стоп-моушен, подразумевающая перекладку предметов с целью создать иллюзию движения, классическая рисованная 2D и объемная (в том числе компьютерная 3D) анимация. Для техники перекладки» материалом может стать что угодно. Есть мультфильмы, созданные с использованием разных специй и даже чая.

― Тогда в какой технике творят ваши воспитанники? ― поинтересовалась я.

― Стоп-моушен ― это покадровая съемка предметов. Раньше дети лепили сюжеты и героев из пластилина, но работать с одним материалом быстро надоедает. Кроме того, пластилин решает не каждую творческую задачу. Есть мультфильмы, которые надо, например, нарисовать, ― объяснила Елена Евгеньевна. ― Конечно, это удобно, потому что из пластилина можно вылепить что угодно. Но детям хочется идти дальше. Так что сейчас мы постепенно осваиваем и другие техники анимации. Планируем проводить раз в три месяца совместные занятия с детской школой искусств № 5, направленные на развитие у ребят художественных способностей.

Стерпится ― снимется

На занятиях дети осваивают целый комплекс процессов, благодаря которым плоские невзрачные фигурки оживают на экране: драматургию, режиссуру, фотографию и даже звукозапись. В настоящей студии у микрофона с ребятами работает опытный звукорежиссер Дмитрий Пасечник. Вместе выбирают интонации, расставляют паузы и, конечно, записывают звуковые иллюстрации для мультфильмов.

― Труднее всего детям дается съемка, потому что это очень кропотливый и утомительный процесс, ― рассказывает руководитель студии. ― Школьники ― народ подвижный, нетерпеливый, им хочется быстрее увидеть результат. Но спешка делу на пользу не идет, они это сами видят на экране, когда продукт уже готов. Поэтому начинают внимательнее относиться к мелочам, учатся спокойно передвигать предмет по миллиметру, чтобы на выходе получить качество. Конечно, поначалу мы помогаем ребятам, если они устали: где-то переключаем внимание, делим на группы (допустим, одни рисуют, а другие встают к станку). Иногда проводим пятиминутную разминку, если уж совсем невмоготу.

Полет фантазии юных мультипликаторов ничего не сдерживает: в настоящее время студия обеспечена всем необходимым. В октябре этого года администрация Хабаровска выделила средства, которые пошли на покупку ноутбука и станка для плоскостной и объемной анимации. Еще один станок на безвозмездной основе передала ХКОО «Развитие анимационного искусства в Хабаровском крае».

Пластилиновая песня

Воспитанники студии неоднократно принимали участие и побеждали в краевых, всероссийских и даже международных творческих конкурсах. Но с особой гордостью мне рассказывали о мультфильме, который показали в Сербии и Республике Сербской (Босния и Герцеговина) в рамках Недели российского детского кино «Сказки детства».

― Об этом проекте знали давно. Обычно туда отбирали работы профессионалов, титанов индустрии. Мы рискнули и обратились к директору ― кинопродюсеру Филиппу Кудряшову с предложением включить в программу любительскую анимацию. Отправили мультфильм «Динозаврики», который создали наши студийцы, и получили официальный ответ: он будет на большом экране, ― делится директор ДК Анна Парыгина. ― После организаторы прислали письмо, где отметили, что эту работу сербская публика приняла очень тепло.

Эта пластилиновая анимация создана по мотивам песни «Динозаврики в Динозафрике» известного композитора Григория Гладкова (кстати, уроженца Хабаровска). Работа над проектом шла около двух месяцев. У станка стояли всего четверо ребят.

Питомец с экрана

Оказавшись у юных мультипликаторов в гостях, я застала их за съемкой небольших авторских этюдов. В центре сюжета обычные человеческие руки, занятые привычными делами. Например, из-под карандаша 10-летнего Антона Александрова вышла ладонь, с которой снимают перчатку: синюю такую, резиновую, после того как вымыли посуду. Руководитель студии Елена Голяшова объяснила, что после все снятые ребятами эпизоды соберутся в один небольшой мультфильм о наших ручках-героинях.

В настоящее время творческий коллектив полностью укомплектован: занятия посещают 12 ребят. Все они пришли сюда не из праздного любопытства и не от скуки, а чтобы дать своим идеям и стремлениям новое дыхание на экране.

― Создавать короткометражные мультфильмы начал давно, ― рассказывает Илья Александров, пока мы смотрим его дебютные работы на телефоне. ― Сюжеты беру незамысловатые. Моя задача ― рассмешить зрителя.

Из динамика доносится задорная песенка буквально из двух нот, и я узнаю голос Ильи.

― Озвучиваю мультфильмы сам, ― объясняет школьник. ― Честно сказать, это долгий и мучительный процесс. Бывает трудно сопоставить аудиодорожку с тем, что происходит на экране. Обычно монтаж звука занимает даже больше времени, чем съемка. Так, на создание одного мультфильма хронометражем в 2―3 минуты уходит около получаса.

В студию Илья пришел чуть больше месяца назад. Его первой работой стал сюжет о несчастном скелете, который то и дело терял голову. В прямом смысле. А потом поднимал ее, ставил на место, и все повторялось снова.

― Раньше создавал и комиксы: кроссовер Человека-Паука и Губки Боба, ― вспоминает Илья. ― Еще разрабатываю игры для смартфонов. Недавно сделал игру про своего домашнего кота: что-то между «Моим говорящим Томом» и «Тамагочи». Электронного питомца нужно кормить, расчесывать, мыть, вовремя укладывать спать. В общем, заботиться о нем.

Натура у школьника, безусловно, творческая. Однако мечтает он о земном, о близком и в будущем собирается освоить профессию резчика по дереву. Очень уж Илье хочется делать всякие статуэтки и столы.

Закончив съемку, ребята тут же уселись расселись по местам, взялись за карандаши и приступили к созданию новых шедевров. Я попрощалась и тихонечко вышла за дверь: и мне, и музе в студии ну никак не уместиться!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)