Темы номера
III Международный фестиваль анимационного кино «Анимур» отгремел в Хабаровске.
В этом году на конкурс поступило 2 300 заявок из 102 стран. География участников охватила все континенты. Большинство мультфильмов (16,3%) срежиссировали и сняли аниматоры из России, 9,7% картин приехали к нам из Бразилии, а замкнул тройку лидеров Китай ― 8%.
― «Анимур» ― это площадка, где каждый год собираются не только признанные мастера авангарда анимации, но и новое, молодое поколение художников и сценаристов. Фестиваль давно стал визитной карточкой Дальнего Востока, ― отметила начальник управления культурной политики министерства культуры Хабаровского края Юлия Лупаенко. ― Здесь можно поделиться опытом, а также подсмотреть что-то у коллег по цеху, в том числе из-за рубежа. Благодаря этому празднику мультипликации анимационная индустрия получает новый толчок к развитию, и крепнут культурные связи между странами.
Подслушано: Санкт-Петербург, скамейка
За четыре дня «Анимур» собрал больше 7,5 тысячи зрителей. Для конкурсной программы кинопоказов жюри отобрало 105 короткометражных мультфильмов и эпизодов сериалов, в том числе 37 картин российских авторов.
― Анимационная индустрия в нашей стране еще растет. Чтобы выпускать качественный продукт, который может конкурировать не только на местном рынке, но и на международном, нужно расширяться, ― обратила внимание креативный директор «Союзмультфильма» Мария Савиных. ― Одна из задач нашей студии ― поддерживать мультипликацию в регионах. Мы давно наблюдаем за развитием анимации на Дальнем Востоке, и это потрясающе. Здесь много талантливых ребят, у которых есть свой стиль: этакий микс советской мультипликации и восточных художественных мотивов.
Вне конкурса на большой экран попали 90 анимационных фильмов. Авторы из соседних регионов приехали в Хабаровск, чтобы презентовать свои работы и встретиться с единомышленниками.
Так, студентка Большой школы анимации в Москве Мария Митяева привезла на фестиваль трехминутное кино «Скамейка» (12+), основанное на реальных событиях.
― Однажды в Санкт-Петербурге ко мне на лавочку подсели двое пожилых людей, мужчина и женщина, ― рассказала она. ― У нас завязался долгий разговор об одиночестве и жизни в большом городе, который я записала на диктофон. Потом этот случай лег в основу моего курсового проекта и превратился в короткометражный мультфильм, выполненный в классической 2D-анимации.
Многие участники «Анимура» в этом году приехали на фестиваль в первый раз и раньше в Хабаровске не бывали, но признались, что влюбились в наш город сразу, как только сошли с самолета. Так случилось и с москвичом Никитой Петровым.
― У вас очень солнечно, а в столице погода капризная, ― признался он. ― Люди очень улыбчивые, и это не раздражает, потому что улыбки искренние. В Санкт-Петербурге, например, если вам улыбнулись, значит, хотят что-то навязать.
― Сегодня креативные индустрии ― это одно из самых динамично развивающихся направлений. Благодаря реализации различных проектов наша молодежь может попробовать себя в том числе и в анимационном искусстве, ― говорил мэр Хабаровска Сергей Кравчук. ― А мы со своей стороны поддерживаем местных творцов, чтобы они воплощали свои идеи здесь, в краевом центре.
На празднике мультипликации Никита представил четырехминутый фильм «Луч» (0+). В центре сюжета ― трогательная история о том, как взрослый человек может скучать по папе.
Анимацией молодой человек занимается еще с малых лет. Свой первый мультфильм он нарисовал уже в три (!) года на компьютере родителей. Кадра там было всего четыре, зато сам.
― На полном метре еще не работал. Средний хронометраж моих картин ― около трех минут, ― добавил Никита. ― Сейчас работаю над семиминутным фильмом о том, как маленький мальчик Егор попал на другую планету. Надеюсь, покажу его на следующем «Анимуре».
Как Данил и Сергей учились ходить
Помимо киносеансов, на площадке фестиваля развернули обширную образовательную программу с лекториями, творческими встречами и мастер-классами. В длиннющую очередь гости выстраивались к столикам, где любой желающий ― даже совсем «зеленый» новичок ― мог снять свой мультфильм в технике перекладки. Все, что для этого нужно ― куклы из картона, смартфон со специальной программой и капелька воображения.
― Перекладная анимация подходит для тех, кто раньше никогда мультипликацией не занимался, ― объяснила художественный руководитель студии «Зеленые Камнеежки» (г. Комсомольск-на-Амуре) Анастасия Бондаренко. ― Суть техники в том, чтобы создать иллюзию движения в кадре путем перекладки каждой отдельно взятой части марионетки, к примеру, головы, рук и ног. То есть сначала вы выкладываете один кадр, фотографируете, а потом выкладываете другой, меняя положение фигуры, и снова фотографируете.
Под чутким руководством сотрудников студии прошел мастер-класс «Абдукция» (12+), получивший свое название в честь одноименного молодежного сериала о приключениях двух школьников: Данила, чудаковатого конспиролога, и Сергея ― спортсмена, самого популярного парня в классе, которые рука об руку спасают мир. В распоряжении участников открытого урока оказались бумажные куклы главных героев «Абдукции», а также собачек, коров, инопланетян и другие. Задача перед ними стояла непростая: придумать короткую сценку и оживить ее в телефоне.
Взявшись за дело, хабаровчанка Кира сперва приказала своим Данилу и Сергею отрепетировать ходьбу, чтобы увидеть, как это будет выглядеть на экране.
― Раньше никогда не пробовала делать мультфильмы. Но, на мой взгляд, это не так уж и трудно. По крайней мере, с шагами я справляюсь, ― улыбалась Кира, передвигая ноги мальчишек туда-сюда. ― Когда вырасту, стану аниматором. Буду делать кино о паранормальном, потому что очень люблю всякие мистические истории.
Не изменила она своим предпочтениям и в этот раз, сняв эпизод о том, как на Данила и Сергея напали вредные и до боли назойливые привидения.
Преподаватели и студенты хабаровского краевого колледжа искусств тоже подготовили для «Анимура» мастер-классы, один из них ― по рисованию комиксов, «4 кадра» (12+). Гости фестиваля с горящими глазами брались за карандаши и фломастеры. Правда, увидев белый лист, замирали в ступоре.
― Им нужно придумать законченный сюжет и уместить его всего в четыре картинки. Конечно, это трудно, ― поделилась преподаватель хабаровского колледжа искусств и Школы креативных индустрий Богдана Налапко. ― Поэтому мы приходим гостям на помощь, вместе придумываем завязку истории, а дальше они уходят в свободное плавание.
Однажды под корнями дерева…
Также в рамках «Анимура» прошел НЕпитчинг — открытый микрофон, смотр анимационных проектов как опытных мультипликаторов, так и «новобранцев» индустрии, которые работают над своими дебютными картинами.
— Это потрясающая возможность поделиться своей идеей и проверить ее на прочность, — прокомментировала креативный директор «Союзмультфильма» Мария Савиных. — Часто молодые и неопытные авторы боятся озвучивать свои задумки вслух, потому что думают, что их украдут. Однако идея ничего не стоит до тех пор, пока она не проработана и не реализована. А путь от черновика до большого экрана очень тернистый и трудный. Так что красть чужую сырую концепцию просто нет смысла.
Пройдя отборочный тур НЕпитчинга, на очную защиту вышли девять анимационных проектов, в том числе хабаровских авторов. Например, Евгений Давыденко представил комиссии идею мультипликационного ситкома о неугомонной и шумной семейке Гоблинсов.
— Гоблинсы — это выходцы из маленького народца, живущего прямо у вас во дворе, под корнями дерева, — поделился автор. — Каждый день у них случаются те же неурядицы, что и у нас. Они попадают в разные комичные ситуации и пытаются найти из них выход.
Гоблинсов Евгений придумал в период самоизоляции. Поначалу работал в стол, а потом, когда в ящике закончилось место, стал рисовать поздравительные открытки для друзей и знакомых. В основе каждой такой карточки лежал какой-нибудь гэг, то есть комический эпизод из жизни Гоблинсов.
— Одна из фишек сериала в том, что его персонажи очень маленькие, ростом всего до 5 сантиметров, — обратил внимание Евгений. — Привычные для нас вещи они могут использовать по-новому. В одной из серий, к примеру, они сделают ракету с помощью бутылки газировки и жевательных конфет.
В планах у автора — выпускать в одном сезоне по 11 эпизодов хронометражем 11 минут. Однако экспертная комиссия НЕпитчинга такой формат не поддержала.
— Рекомендую переложить эту историю на короткие видео до 30 секунд или минуты. Сегодня быстрый контент очень востребован, — посоветовал креативный продюсер и владелец продакшн-компании Big Papa Артур Днепровский. — 11 минут — это достаточно длинный хронометраж, который трудно насытить гэгами.
— Кроме того, индустриальный стандарт для сериалов — 26 или 52 серии. Иначе проект быстро забудут, — добавила директор по обучению и развитию студии «Союзмультфильм» Дарья Стрекалова.
По окончании открытого микрофона жюри добавило себе в копилку пару премьер, которые будет с нетерпением ждать на больших экранах. А авторы заручились советами и лайфхаками, как срежиссировать мультфильм, способный покорить публику и собрать хорошую кассу.
Скорей к экранам, москвичи!
В завершающий день фестиваля судьям предстояло сделать нелегкий выбор и определить победителей в 10 конкурсных номинациях, которые получат дальневосточный «Оскар» — статуэтку «Анимура», выполненную в виде Дракона времени.
— Мы, профессионалы индустрии, на анимационные фестивали приезжаем прежде всего за творческим вдохновением, — сказал Артур Днепровский. — И я очень рад, что стал частью этого события ― «Анимур-2024». Жду не дождусь, когда смогу показать своей команде в Москве как минимум шесть мультфильмов, которые имел счастье увидеть здесь сам.
По итогам фестиваля пять наград остались в России: специальный приз жюри «За новаторский киноязык» («Ведрити» (18+), Никита Мещеряков), «За лучшую анимацию» («Ау» (12+), Тимофей Шилов), «За лучшее звуковое решение» («Не включайте свет» (12+), Алексей Игнатов), «За лучший сериал» («Первобытный папа» (12+), серия «Земля плоская», Владимир Сахновский) и Гран-при — «Руслан и Людмила» (6+), Матвей Лашко.
По словам преподавателей, самое утомительное в работе над мультфильмом, конечно, съемка. Одна секунда анимационного кино — это целых 25 кадров. Само собой, тут есть свои хитрости. К примеру, один кадр можно показать дважды. Но даже так предмет придется передвинуть 13 раз, чтобы на экране появилось движение. При этом просто «расшевелить» персонаж мало — его нужно оживить, придав движениям характер.
Оргкомитет, участники и гости «Анимура» выразили надежду, что фестиваль по традиции вернется в Хабаровск и в следующем году.
— Это событие привлекает все больше партнеров и спонсоров, художников-аниматоров и режиссеров не только с Дальнего Востока, но и с западной части страны. Москвичи, когда собираются к нам, ожидают, что приедут в провинцию. А потом очень удивляются и восхищаются, какой у нас стильный фестиваль, — отметила директор «Анимура» Александра Дубовская. — Зрителей тоже приходит много. В этом году к открытию праздника на кинопоказах у нас были забронированы все места, так что на третий день пришлось открывать большой зал, чтобы всех усадить. Здорово, когда получается хотя бы раз в год собрать в одном месте представителей анимационного сообщества, любителей мультфильмов и хорошо провести время.