Арбитры наших перекрестков
logo

Темы номера

Арбитры наших перекрестков

Елена ТИХОНОВА, фото автора

Знаете ли вы, что светофоры появились ровно 90 лет назад — гораздо раньше, чем была образована ГАИ. А до ГАИ (до 1950-х) за порядком на дорогах следила милиция. Подразделение ОРУД — отдел регулирования уличного движения.

Светофор 1.jpgМы в советских фильмах видели этих нарядных регулировщиков. Они стояли в самом центре перекрестков и командовали, кому и куда ехать или идти.

Персональный агрегат

Трудно представить, что когда-то светофоров не было. Вообще. Потом они появились, но только в комплекте с живым человеком. Потому что управлялись вручную. Впрочем, это была допустимая роскошь — поначалу в нашем городе насчитывалось всего-то три светофора. Два из них были установлены на улице Карла Маркса — на пересечениях с улицами Калинина и Волочаевской, третий — на одном из оживленных перекрестков улицы Ленина.

Сегодня в краевом центре аж 224 светофора. Это те, что принадлежат муниципалитету. А вообще-то их больше.

— Во-первых, на федеральных трассах, во-вторых, некоторые предприятия устанавливают личные светофоры, — перечисляет и.о. директора муниципального Научно-производственного центра организации дорожного движения Максим Клименков.

— Неужели самовольно? — удивляюсь я.

— Не самовольно, с разрешения администрации и ГИБДД. Но до сих пор не передали эти объекты муниципалитету. Речь идет о ТЦ «Броско Молл», «Экодоме», компании «Технониколь».

Словом, количество светофоров прибавляется со всех сторон. Вот идет реконструкция проспекта 60 лет Октября, растут новые микрорайоны, скоро начнется долгожданное строительство Тихоокеанской, и везде, везде появляются светофоры.

Для пешеходов дороже

Человек быстро привыкает к хорошему и хочет лучшего. Например, чтобы регулируемый пешеходный переход шел прямо от его подъезда. Пожелания граждан не выполняются. Где и что установить, коллегиально решают администрация города, центр организации движения и ГИБДД. Вопрос должен быть изучен, место обоснованно. К тому же дело это недешевое. Цены на светофорную панель у разных производителей колеблются от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

— При этом пешеходные светофоры намного дороже, чем автомобильные, — говорит Андрей Тверской, начальник участка эксплуатации светофорных объектов.

Андрей Борисович работает здесь почти 30 лет и помнит еще те «фонарики», которые просто чирикали (хотя большинство были немыми). А теперь для пешеходов чего только не придумали: и обратный отсчет, и бегущие мультяшные ножки, и даже вежливое голосовое предупреждение «Переход через улицу разрешен»…

— Долгое время в Хабаровске использовались ламповые светофоры. Они прекратили существование лет десять назад, — продолжает Тверской. Теперь все светодиодные.

Первый уличный светофор был установлен в 1868 году в Лондоне. Это был двухцветный газовый фонарь. Сигналы менялись с помощью ручного рычага. 2 января 1869 года светофор взорвался, а управляющий им полицейский был ранен. После этого люди забыли о светофоре до появления автомобилей.
Идеальная ситуация

Кто из водителей не помнит те ужасные ламповые? В них трудно было различить, какой именно «глаз» горит, особенно когда слепило солнце. Теперь же на ровной трассе легко разглядишь целую череду огоньков, уходящих вдаль.

— Часто люди жалуются на то, что сигнал слишком быстро меняется?

— Часто, — отвечает Максим Клименков. — Причем водители обижаются, что мало машин могут проехать на разрешающий сигнал, пешеходы страдают, что слишком долго приходится стоять ждать своего зеленого. И никак их не помиришь. Режим работы рассчитывается по формуле, а потом в зависимости от загруженности перекрестка корректируется.

— А еще есть такая замечательная вещь, как зеленая волна. На каких улицах можно в нее попасть?

— На всех. Есть утренний, дневной, вечерний режим работы. Утром делается настройка на движение в город, вечером — из города. Это значит, что в идеальной ситуации, соблюдая заданный скоростной режим и двигаясь в общем потоке, можно ехать не останавливаясь.

— Только здесь определяющие слова «идеальная ситуация», — смеется Тверской. — А когда такое бывает? То снег чистят, то деревья стригут, то авария…

Вечнозеленая тема

По словам специалистов, сегодня в замене нуждаются 15—20 процентов светофоров. Некоторые запущены в эксплуатацию более 20 лет назад, уже два своих срока выработали. Случается, что нужно восстанавливать или вообще менять поврежденные, если неосторожный водитель въехал в столб. Но это считается страховым случаем. А вот от вандалов не страхуют.

— В прошлом году ночью на улице Юности гражданин долго и упорно, не опасаясь высокого напряжения, курочил светофорный шкаф и коммуникации. Причем под камерой, — рассказывает Максим Владимирович. — Выломал и с чувством выполненного долга пошел по своим делам. Мы предоставили материалы видеонаблюдения в милицию, только вот что-то результатов нет. А ущерб городской казне составил 250 тыс. руб.

Но еще больше донимают расклейщики объявлений. Это вечнозеленая тема в нашем городе. Вроде установили автодозвон, но что-то нет результата. А антивандальный раствор разъедает краску, так что вреда от него больше, чем пользы. Все опоры заляпаны объявлениями. Тут и собачек продают, и тараканов травят, и волосы покупают. А уж когда выборы — все столбы в лицах.

Без отключений никак

Светофор.jpg

А иногда светофоры не горят. И это буквально парализует водителя. И ему неважна причина. Он так привык, что добрые помощники-огоньки обеспечивают его безопасность на дороге, что теряется, особенно на перекрестке.

Увы, без отключений никак. Ведь вполне может случиться обрыв связи, отключение сетей, обрезка деревьев, да и просто плановая профилактика. Но, как правило, «слепнут» светофоры ненадолго, и это радует.

А еще радует, что в нашем городе настолько рационально организовано движение, что нет аварийных мест. Изжили. Специалисты ГИБДД, собирая соответствующую информацию, не смогли обнаружить пятачков, на которых ДТП случаются чаще, чем где-либо. Аварии происходят, как же без них, но системы нет. И в этом заслуга в том числе и наших юбиляров, замечательных друзей и помощников — светофоров.

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)